Энциклопедия начинающего предпринимателя
Трудно первые сто лет
Рассмотрим конкретный случай. Агентство «Смарт Трэвел» появилось на свет в этом июле — с нуля. Хотя его учредители — Евгения Дирдов- ская и Андрей Марченко — приступили к созданию собственной фирмы еще весной. Женя до этого проработала не в одной операторской компании, была представителем принимающей фирмы в Египте — в общем, по собственному признанию, знает туризм «от и до». Андрей был рекламным менеджером в издательстве и в туризме пока еще новичок. Каждый вложил в дело собственные сбережения — по 1700 долларов. Сразу договорились, что взносы будут равные, чтобы потом не было никаких недомолвок и упреков.
Сами они не потянули бы регистрацию. Собирать все справки, ходить по различным ведомствам — это просто нереально. Поэтому обратились за помощью в юридическую контору, которая как раз специализируется на обслуживании турфирм. Это обошлось в 150 долларов. Но выяснилось, что их юристы не знают существующих нормативов: просрочили постановку на учет в налоговую инспекцию, и фирма, не приступив еще к работе, могла налететь на штрафы. Пришлось откупаться подарками.
А вот с лицензией новорожденной компании повезло. 5 июля подали документы в Турдепартамент Минэкономразвития, а через неделю как раз вышел очередной приказ о выдаче туроператорских и турагент - ских лицензий.
Одновременно с регистрацией и получением лицензии хозяева новой фирмы активно искали офис. Просматривали объявления в газетах, теребили знакомых, просто ходили по центру Москвы и заглядывали в «необжитые» помещения. Ничего путного, увы, не попадалось.
Повезло агентству и с уже выделенной линией Интернета. Не пришлось использовать единственный телефон. Его сейчас применяют как факс, а для общения с клиентами купили мобильник. Два компьютера, столы, шкаф, стулья, картинки на стенах — как говорится, в тесноте, да не в обиде. На технику, оборудование в основном и ушли первоначальные инвестиции.
Сейчас в компании, кроме учредителей, на внештатной основе трудится бухгалтер. Думали было о курьере, но пока с его обязанностями неплохо справляется и сам Андрей: есть машина, да и на подъем он человек легкий. Кстати, Андрей в свободное от работы время сделал сайт — таким образом, компания сэкономила как минимум двести долларов.
Без своего сайта, без «аськи» сегодня не обойтись — реклама в Интернете наиболее эффективна. Фирма рекламируется на «Апорте», Travel. Ru, поставили по обмену свои баннеры в электронных магазинах. Отдача есть. А вот пробовали давать рекламу в «Туризм и отдых», так звонков много, а отправили всего одного человека. Вообще на рекламу тратят в месяц около 600 долларов, но затраты полностью окупаются.
Главное для любой начинающей турфирмы — наработать собственную клиентскую базу. На это потребуется как минимум год. Как рассказывает зам. главного редактора информационного агентства «Туринфо» Светлана Ставцева, если первый год для агентства — трудный по определению, то на второй наступает определенная эйфория: уже есть постоянные клиенты, появляются прибыли. Наконец, переломным является третий год. Он психологически самый сложный: столь резкого увеличения клиентов и прибылей уже нет, большинство руководителей чувствует, что бизнес заходит в тупик. На этом этапе, полагает эксперт, закрывается до 40% агентств. Зато те, что выжили, уже окончательно закрепились на рынке.
Отчасти облегчить жизнь молодому турагентству может вступление в сеть, благо сегодня их на рынке предостаточно. При этом агентство, как правило, сохраняет свою юридическую независимость, получает рекламную, юридическую, подчас и материальную поддержку, но полностью теряет самостоятельность в своей маркетинговой политике и отныне обязано отчислять головному офису определенный процент с оборота.
К тому же вступление в сеть еще надобно заслужить. В сети бюро путешествий «Куда. ру» говорят, что требования очень высоки, и при этом совершенно не имеет значения, новое это агентство или старое.
Именно в агентские сети активнее всего вкладывают деньги крупные сторонние инвесторы. К примеру, Центр фондовых операций «Тантьема» не так давно создал свой холдинг «Туральянс», в который как раз и вошла сеть «Куда. ру». Как считает член Совета директоров «Тантьемы» Игорь Корепанов, выгоднее вкладывать деньги в систему, способную контролировать и создавать туристический продукт от начала до конца. Но, несомненно, агентства, бюро, магазины по продаже туров — наиболее важная часть бизнеса. Если мы, конечно, говорим о сетевом подходе, едином качестве, что ведет к серьезным объемам.
Правда, назвать сети панацеей для разрозненных агентств пока сложно, так как, несмотря на обилие, они сами пока находятся в стадии становления. Активно развиваться они начали только в последние два года. По дружному признанию специалистов, сегодня состоявшимся сетевым проектом можно назвать лишь «Магазин горящих путевок», который занимает свою, строго определенную нишу.
Показательна в этом отношении эволюция сети «Распродажа туров». Появилась она осенью прошлого года, создавалась на деньги сторонних инвесторов и изначально делала ставку на нижнюю прослойку среднего класса. По замыслу авторов, изюминкой сети должны были стать «умирающие», не реализованные оператором туры. По сути это был аналог все тех же «горящих путевок», что сразу вызвало критические отклики наблюдателей. Как сейчас признает гендиректор «Распродажи...» Владимир Орлов, первоначальный подход оказался ошибочным: закрепиться в этой нише не удалось, да и клиенты пошли более состоятельные, чем предполагалось, соответственно, изменились и запросы к продукту.
Сегодня сеть «Распродажа туров» насчитывает в Москве 10 агентств, из них шесть являются собственными точками продажи. Впрочем, первым годом работы в «Распродаже...» вполне довольны. При отсутствии какой-либо научной теории развития сетей компания смогла выжить и закрепиться на рынке. Конечно, до возвращения вложенных инвестиций еще далеко, но внутренний оборот постоянно растет.