Энциклопедия начинающего предпринимателя
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ
Организация праздников, розыгрышей и корпоративного отдыха — дело прибыльное. Вот почему этот рынок демонстрирует постоянный рост — только в Москве ежегодно появляется две-три сотни новых маленьких и больших агентств, предоставляющих услуги по организации досуга. И хотя конкуренция нарастает, на рынке можно закрепиться, сформировав свою собственную нишу, предложив клиентам необычные услуги.
Именно так — с нестандартной метафорой наперевес — атаковал в свое время рынок Сергей Князев, историк по образованию, а ныне глава собственного продюсерского центра, акциями которого интересуется даже финансовая и политическая элита страны.
Князев вспоминает, что когда они начинали — рынок этот уже существовал, причем здесь царили такие мастодонты, как Андрей Вульф и его центр «Вульф Групп», Андрей Фомин, Леша Шахматов. Конкуренция была очень сильная!
Так что Князеву пришлось изобретать новую нишу. И начал он с организации развлекательных программ для казино. На тот момент казино были одними из наиболее благодарных потребителей любых необычных проектов, способных привлечь клиентов. К тому же на дворе стоял 1998 год, а после дефолта народ совсем не торопился просаживать деньги в рулетку. Вот тут-то игорным заведениям и понадобился эксклюзив — возник спрос на «живые», интересные, интерактивные программы.
Начинание Князева имело успех. А по ходу дела появлялись и новые клиенты: политики, бизнесмены и прочие люди с деньгами все чаще приставали с просьбами устроить им необычный «междусобойчик». Как правило, к такому отдыху стремятся люди умные и молодые. Часто — топ-менеджеры и собственники крупных инвестиционных компаний и банков, которым не нужен обычный «тупой» отдых.
Первую подобную акцию в традиции «отдыха для богатых» Сергей устроил еще в 1997-м. Тогда желающих повеселиться он вывез на танковый полигон в Подмосковье. Разбил на экипажи и дал задание: пройти по полигону, расстреливая фанерные «Тигры». После оглохшие и одуревшие, но счастливые игроки вылезали из танков. Кажется, чего еще желать? Но, оказалось, это было не все. Рядышком на поляне вдруг возникли шикарно накрытые столы. Фрукты, грузинское вино, шашлыки. Поблизости аппетитно дымилась полевая кухня — с перловкой и компотом из сухофруктов. Так что господа отдыхающие могли выбрать — пообедать шашлыками самим или осчастливить солдат из экипажа, которые и помогли состояться этому празднику жизни. К чести бизнесменов, они выбрали солдатскую кухню. В финале воинская часть получила за помощь в организации мероприятия обещанную цистерну солярки, а Сергей Князев проснулся утром следующего дня с репутацией креативного шоумена и организатора «нестандартного отдыха».
Первые клиенты привели друзей. Затем участвовать в необычных акциях захотели их родственники. Следом — их знакомые. В общем, заработал настоящий вирусный маркетинг. А в ответ на растущий спрос приходилось изобретать все новые и новые сюжеты. Вот, скажем, «Крысиная охота», ставшая чуть ли не классикой жанра: в подвале старого особняка была устроена настоящая охота на хвостатых грызунов, скопление которых продюсеру помогли обнаружить московские диггеры — исследователи и обитатели подземелий и катакомб. Стрелкам выдали приборы ночного видения, экипировку, оружие. Подвал разбили на секторы для стрельбы, чтобы участники не перестреляли друг друга.
В свою очередь, поводом для «Московского тайфуна» послужил известный московский ураган: оплатившие мероприятие бизнесмены вылезали из дорогущих «Мерседесов», облачались в оранжевые жилеты и весь день в дыму бензопил работали «санитарами» Суворовского бульвара. То есть с самой что ни на есть неподдельной радостью в глазах пилили поваленные деревья.
А вот участников программы «Узники замка Иф» Князев отвез на натуральных «воронках» в не менее настоящую тюрьму. Только настоящих уголовников не было — тюрьму в тот момент ремонтировали, а роль зеков исполняли артисты-аниматоры. Впрочем, пришлось учитывать вкусы клиентов — в тюремной столовой из алюминиевой посуды «узников» кормили красной икрой и баландой из респектабельного ресторана «Три пескаря».
Теперь у центра «Князевъ» накопился аж целый портфель вариантов необычного отдыха — «Бедные музыканты», «Бомжи», «Путаны», «Тараканьи бега», «Чемпионат по варке раков», «Выпекание блинов руками депутатов Госдумы и звезд шоу-бизнеса» и т. д. А недавно появился совсем новый вид заказов — игровые корпоративные программы.
Вообще говоря (и это важно для всех, кто так или иначе задумывается о похожем бизнесе), Князев редко повторяется. Наверное, потому, что по образованию он историк, а значит, без труда выуживает из памяти все новые и новые сюжеты: «Обратите внимание — значительная часть корпоративных вечеринок имеет сегодня «историческую» окраску, а это действительно богатый материал!»