Энциклопедия начинающего предпринимателя
Автоматы и товары — дело вкуса
Безусловными мировыми лидерами по распространенности во всем мире, в том числе и в России, являются автоматы по продаже кофе и прочих горячих напитков. За ними следуют автоматы «баночной» торговли (занявшие эту позицию не без активной помощи производителей напитков — «Кока-колы», «Пепси-колы» и прочих). Помимо этого, существует также великое множество автоматов, продающих всякую мелочь, от пакетиков с орехами и сигарет до свежей прессы, либо оказывающих какие-то услуги, вплоть до окраски ногтей.
У нас ассортимент довольно скудный, поскольку никто не решается закупать что-то необычное, ограничиваясь привычными кофейными автоматами. А вот в США, например, существуют автоматы, продающие дождевых червей для рыбаков, которым самим недосуг ковырять в земле лопатой ввиду отсутствия огорода либо лишнего свободного времени.
В четыре утра магазины рыболовных принадлежностей еще закрыты — зато автомат на пару долларов щедро отпустит вам пару же горстей упитанных червяков. Очень популярны там также автоматы, продающие женские колготы. Они были изобретены некоей дамой, которая опоздала на важную встречу с потенциальным работодателем из-за порванных колготок. Поскольку эта неприятность случается с каждой особой женского пола как минимум раз в неделю, новинка без работы не простаивает, принося заслуженные лавры своей изобретательнице.
Популярные в Соединенных Штатах и Японии автоматы баночной торговли в России не будут распространены до тех пор, пока существуют тысячи мелких лавочек и киосков у метро, держать в которых работника пока обходится дешевле, чем установить автомат. Так что самым серьезным конкурентом «баночных» автоматов у нас является бабушка-лоточница у метро. Правда, у автомата есть существенное преимущество — его напитки могут быть охлаждены летом и подогреты зимой. Но пока желающих доплачивать за эту услугу немного.
Также велика вероятность, что уличные автоматы у нас будут подвергаться систематическим нападениям, поэтому до сих пор ни одного автомата под открытым небом в России нет. Есть и еще один аргумент — банка напитка в автомате стоит все же дороже, чем в магазине, поскольку маржа здесь гораздо меньше (в отличие от кофейных автоматов, где владелец имеет возможность более гибко устанавливать ценовую политику, «играя» с сортами кофе). Если средний американец без проблем отдаст доллар за банку «Спрайта» в неурочное время, то такой же среднестатистический русский вряд ли пойдет на это.
Самыми прибыльными во всем мире являются кофейные автоматы. По существу, это мини-рестораны. Люди, которые пользуются ими, готовы платить не только за порцию напитка, но и за обслуживание, то есть кофейные автоматы содержат в себе внутреннюю рентабельность, с которой потребители согласны. Если автомат стоит на хорошем месте, он окупается за несколько месяцев при цене 3,5-4 тысячи долларов, а срок его службы составляет в среднем 10 лет. Первые поломки, как правило, случаются лишь на 5-6-й год эксплуатации, при наличии запчастей ремонт обходится сравнительно недорого. Начинающие в вендинге часто интересуются агрегатами, которые варят настоящий кофе из зерен. Конечно, качество такого напитка заметно выше, но сам автомат стоит дороже в полтора раза, и, что самое неприятное, дороже обходятся и расходные материалы для него. Соответственно, такой кофе, чтобы приносить прибыль, должен стоить порядка 30 рублей за чашку. Но такой аппарат не везде пойдет. Его можно установить в офисе московской компании, сотрудники которой получают высокую зарплату. Но для регионов и для массовой установки использовать его преждевременно.
Надо учесть, что до сих пор 80 процентов российских потребителей пьют растворимый кофе и не готовы платить дороже, а те, кто переключился на зерновой, предпочитают делать это в настоящих кофейнях.
Кстати, очень перспективная, но пока не оцененная по достоинству в России идея — продажа через автоматы жевательной резинки. Их рентабельность очень высока, ведь заправляются они шариками канадской резинки, которая, с одной стороны, очень качественная, а с другой — совсем недорогая, поскольку продается «на развес» без обертки. Владелец, установив стоимость одного шарика на уровне 4-5 рублей, быстро окупит такое приобретение, ведь реальная цена вдвое ниже, но об этом знает только он.