Энциклопедия начинающего предпринимателя
АВТОМАТЫ ДАЮТ СДАЧИ
Торговля продуктами питания сегодня, несомненно, одна из самых прибыльных и бурно развивающихся отраслей в России. Однако не все могут заставить себя улыбаться сотням покупателей, подстраиваться под их настроение, выслушивать замечания, порою просто служить громоотводом. «Торговля — это призвание души!» Если этот лозунг не про вас, а потенциальные заработки все же манят, купите себе немножко автоматов!
Торговые автоматы возвращаются в Россию после нескольких лет незаслуженного забвения. Когда-то по всему Союзу стояли полутораметровые короба «Газ. вода» со щелью для трех - и однокопеечных монет и гранеными стаканами под краном, отпускавшим водопроводную воду с углекислым газом, подслащенную сиропом или без него. Стаканы быстро исчезали — их воровали любители выпить на троих за углом, а сами автоматы частенько ломались и простаивали без дела в самые жаркие летние дни. Автоматы, предлагавшие что-то еще, были большой редкостью. Как вспоминают очевидцы, в Крыму встречались уникальные агрегаты, продававшие вино и пиво. Стакан вина стоил 20 копеек, пива — 15. Но это уже почти легенда.
В 90-х годах, когда фасон и номинация российских денег стали меняться с калейдоскопической быстротой, приказало долго жить и это жалкое подобие автоматической торговли, или вендинга, как его называют во всем мире. Собственно, отсутствие нормальных и относительно постоянных денег и послужило основным сдерживающим фактором его развития в России.
Между тем в развитых странах он не только процветал, но и модифицировался с каждым годом, стремясь охватить возможно большую аудиторию покупателей. Например, автоматы научились «питаться» купюрами и отсчитывать сдачу. Банкнотоприемники появились в них лет 15 назад, и с тех пор «сдающие» автоматы постепенно вытесняют своих более примитивных коллег, требующих монеток определенного достоинства. В России их до недавнего времени не было вообще. Впрочем, это неудобство некоторые особо ушлые граждане научились обходить.
Так, например, на Киевском вокзале у автоматов сидела бабушка - «банкнотоприемник», которая вручную разменивала купюру и собственноручно бросала монетку в железную прорезь. Кстати, эта система сохранилась — в метро будочки «Экспресс-фото» до сих пор действуют в полуавтоматическом режиме: то есть снимает вас автомат, а деньги берет его «смотрительница».
Лет десять назад купить автомат в Москве было просто невозможно. Никто их сюда не поставлял — не было никакого смысла. Начинающим такой бизнес фирмам пришлось по объявлениям находить подержанные автоматы, которые их владельцы привезли из каких-то соображений, но затем просто разочаровались.
Позже, когда расчеты на хорошую рентабельность этого бизнеса оправдались, компании вышли на ведущего корейского производителя автоматов — фирму «Самсунг» и стали закупать новые агрегаты. В последнее время в России ситуация в этой области заметно улучшилась, и предприятие стало официальным дилером «Самсунг» по продаже ее продукции в нашей стране и теперь не только обслуживает роту своих автоматов, но и продает их всем желающим начать свой бизнес в вендинге.
Дело, действительно, пошло: на сегодня в Москве количество автоматов, установленных в общественных местах и офисах компаний, уже составляет, как минимум, пару тысяч экземпляров, и рынок здесь далек от насыщения. Собственно, автомат появляется тогда, когда становится невыгодным держать на этом месте человека — то есть его труд обходится дороже, чем эксплуатация машины. Этим же, например, объясняется то, что наибольшее число автоматов на единицу населения установлено в Японии, где уровень зарплат — один из самых высоких.
Несомненно, будет способствовать росту «поголовья» автоматических торговцев и приобщение к этому бизнесу крупных российских производителей товаров. Ведь автомат — это и способ приблизить товар к покупателю, и дополнительная реклама. Не секрет, что крупнейшими покупателями торговых автоматов в мире являются производители безалкогольных напитков. Они — главные заказчики «баночных» автоматов. Производители кофе «дружат» с поставщиками кофейных автоматов, а выпускающие, например, мороженое — сотнями покупают автоматы по реализации своей продукции.
Есть уже и российские примеры. По стопам корифеев пошла компания «Вимм-Билль-Данн», закупившая большую партию автоматов для расширения сбыта своей продукции: воды и соков. Активно вынашивает аналогичные планы целый ряд других компаний, однако, опасаясь конкурентов, с их преждевременным обнародованием они не спешат.