Энциклопедия начинающего предпринимателя
Плюс туалетизация всей страны
Сегодня все говорят о «миссии» бизнеса. Ну, так вот: участников этого рынка можно уважать хотя бы за то, что они делают наши города чище. При этом существует колоссальная и совершенно объективная потребность в таких услугах со стороны крупных городов, ведь обслуживание мобильных кабинок намного проще и дешевле стационарных!
Войти в этот бизнес все еще не слишком трудно, поскольку стартовый ценовой порог явно не высок. Так, для начала может хватить примерно трех тысяч долларов. Из них 1200 уйдет на покупку двух кабинок (скажем, в «Экосервисе» новую кабинку можно купить за 600 долларов). Можно, правда, попытаться сэкономить и приобрести б/у оборудование за 250-300 долларов. Но эксперты предупреждают: найти кабинки приличного качества по такой цене очень непросто.
Месячная зарплата оператора-кассира двух туалетных кабинок в столицах составляет 200-280 долларов, но в других регионах вполне может хватить и 150, здесь следует ориентироваться на конъюнктуру местного рынка труда. Каждая процедура очистки бака обходится примерно в 20 долларов, но маловероятно, что спецтранспорт придется вызывать чаще, чем десять раз в месяц. Так что можно приплюсовать еще 200 долларов.
Важно, что за установку туалета (если только местные власти не пытаются идти по веспасиановым стопам) не требуется вносить арендную плату. Сами же кабинки просты в обслуживании и не требуют подключения к коммуникациям. В качестве билетов чаще всего используются утвержденные Минфином «талоны строгой отчетности», а оптимизировать налогообложение можно с помощью «упрощенки». И, разумеется, никаких кассовых аппаратов!
Руководитель отдела маркетинга компании «Той-той коммуналь сервис» Евгений Шевляков считает, что две кабинки окупятся через 4-5 месяцев при цене 5 рублей за вход и потоке 200 человек в день. Добавим: «туалетная» проблема актуальна для любого крупного (или, скажем, ухоженного) города. Так что если удастся помочь властям региона решить ее, их лояльность к вам обеспечена.
Есть, впрочем, и неизбежные проблемы, которые часто отпугивают начинающих предпринимателей. По списку: административные барьеры, вандализм и текучесть кадров. Действительно, сложности начинаются на самом первом этапе — с документов, которых необходимо собрать, конечно же, целую пачку. Договор со службой горводока - нала, разрешения СЭС, градостроительного комитета и других органов власти. Но главное — получение лицензии на утилизацию отходов. И все же при желании излишней возни с документацией можно избежать: если закупить кабинки у опытных поставщиков. Начинающего предпринимателя не только снабдят пакетом документов, но и проконсультируют — как и с чего начинать, где и как ставить кабинки, чтобы они вписывались в городскую инфраструктуру. Такую поддержку региональным партнерам оказывают и «Той-той коммуналь сервис», и «Экосервис», и «МКАД-сервис».
Очень важно учитывать климатические условия эксплуатации. Так, опыт сингапурского филиала Toi Toi показал: при изготовлении кабин следует использовать такой материал, чтобы панели не «вело» на солнце, — обычный пластик при температуре 35-40 градусов просто плавится! Впрочем, в России каждый год с завидной неожиданностью приключается зима. В сильные морозы содержимое бака просто замерзает. Кабинка простаивает — теряются деньги. Лишь недавно компания «Той-той коммуналь сервис» решила эту проблему за счет применения паровых камер и специальных растворов.
Другой тонкий момент — ценовая политика. Чтобы бизнес был рентабельным, «точка» должна обслуживать хотя бы 100-200 клиентов в день при стоимости билета в 5 рублей. Но на ценах прямо сказывается уровень достатка жителей различных городов — в России немало населенных пунктов, где 2 рубля за вход в кабинку — верхний предел. Итак, при всех оговорках, сеть мобильных туалетных кабин выглядит коммерчески привлекательным проектом, не требующим значительных финансовых вложений и приносящим стабильные доходы.
Как ни верти, а кабинки — элемент городской инфраструктуры. К тому же этот бизнес сокращает расходы города на жилищно-коммунальные службы. Значит, необходимо заранее заручиться поддержкой местных властей, которые обязаны поддерживать чистоту и порядок. Так что чаще всего чиновники готовы идти предпринимателям навстречу.
В этом смысле показателен опыт омского партнера компании «МКАД-сервис». В кооперации с местными властями появилась целая программа «Городской туалет», в ходе реализации которой было установлено 200 мобильных кабинок. Со своей стороны поставщик, заинтересованный в расширении сбыта, помог организовать установку, обслуживание кабинок и подготовить нормативную документацию.
Кстати, на этом рынке есть уже свои истории успеха. Главе калужской компании «Экосервис-К» Михаилу Балашову удалось найти общий язык с мэром города. В результате главам районных администраций было поручено разработать схемы размещения передвижных кабинок, чтобы согласовать затем проект с управлением архитектуры и градостроительства, а главный врач города получил задание обязать владельцев кафе, рынков и других объектов обеспечить наличие туалетов для посетителей. Проще говоря, предприниматель не только сумел найти поддержку властей, но и пролоббировал нужные распоряжения. Если кому-то удастся повторить подвиг Балашова, то в ближайшем будущем его последователи могут стать в буквальном смысле монополистами в обеспечении своих регионов мобильными туалетами.
Кроме климатических условий как таковых, следует учитывать еще и сезонный фактор. Скажем, в Сыктывкаре кабинки эксплуатируются только летом, а в Сочи — круглый год.
Главный вопрос — количество кабинок. Дмитрий Ястребов полагает, что с 50-60 кабин бизнес становится стабильным и рентабельным. Но вот начинать, по мнению Евгения Шевлякова, лучше с 2-3, постепенно докупая оборудование, и с десяти кабинок проект станет уже неубыточным. При этом Дмитрий Ястребов все-таки советует стремиться к 100-150 точкам, если речь идет о городе с полумиллионным населением. Кстати, на следующем этапе вам понадобится еще и резервный парк кабин для обеспечения массовых мероприятий — около 50 штук. Ну и, конечно же, средства дезинфекции — реагенты, поставляемые крупными специализированными компаниями (как правило, можно использовать накопительные скидки). Так, «Экосервис» рекомендует препарат Биола, а «МКАД-сервис» — средства Aqua Kem.
На первом этапе для очистки бака можно пользоваться городскими ассенизационными машинами. И все же с развитием сети, скорее всего, придется сформировать собственный автопарк, ибо это — реальная экономия. Начать можно с одной машины, которая в состоянии обслуживать до 80 точек в месяц. Ну и, наконец, понадобятся довольно значительные площади для хранения временно не используемых кабин. Здесь лучше всего подойдет территория недорогого склада или неработающего завода (была бы охрана).
Понятно, что обслуживание туалетов — работа трудоемкая и не самая популярная. Однако при достойной оплате труда работников проблем с наймом не будет. Классика жанра — пара «бабушек», работающих посменно и получающих по 100-200 рублей в день.