Энциклопедия начинающего предпринимателя
Производство
Организация производства конструкций из ПВХ — качественно другой уровень бизнеса. Компания в 50-100 сотрудников имеет шанс стать участником городского строительства (если город — не мегаполис); по крайней мере, без внимания властей не останется. А в небольшом городе от их благосклонности зависит и положение компании на рынке, и срок ее жизни. Речь идет, конечно, не о криминале, а о муниципальных заказах. Если проект финансируется из бюджета (городского, областного или даже федерального), то, как правило, расчеты производят квалифицированные специалисты, которые думают о будущем здания и готовы воспользоваться достаточно дорогими услугами. Таким образом, производитель пластиковых окон может полагаться на заказы администрации, крупных градообразующих предприятий, университетов, торговых центров, — особенно если городская экономическая политика проводится под лозунгом «Покупайте местное!».
Минимальный капитал для создания завода и организации системы продаж — от 250 тысяч евро. Самое дорогое здесь — оборудование. Предпочтительнее всего линии оригинального немецкого производства: по изготовлению стеклопакетов и конструкций из ПВХ. И тут есть проблемный момент: европейский производитель, разобравшись в особенностях российского рынка, выпускает два типа оборудования. Одно — высококачественное, с большими возможностями и дорогое — рассчитано на Европу. Другое, вполовину дешевле и минимизированное до предела, — для России. Но здесь встает вопрос о качестве продукции на выходе и сроке износа удешевленного варианта: а что, если через три года его придется менять полностью? При том, что и дорогие линии за то же время изнашиваются на пятьдесят процентов, и возникает необходимость выделять средства на обновление. Третий вариант — китайская линия, которая обходится примерно в сто тысяч долларов, но вопрос качества в этом случае обостряется еще больше. Решение — за хозяином бизнеса.
Примерно так обстоят дела и с выбором сырья. При покупке оригинальных немецких профилей из ПВХ транспортно-таможенные расходы будут составлять 30-40% стоимости. Профили российского производства на основе немецких технологий обойдутся процентов на двадцать дешевле. Отдельную проблему для компаний, использующих качественное сырье, представляют китайские и корейские профили: ведь региональный потребитель-частник до сих пор склонен выбирать наименее дорогую услугу. Но что выберет фирма, которая предлагает эти услуги?
Теоретически окно, которое обеспечивается сертификатом с гарантией на три года, стоит на 25-30% дешевле, чем окно с сертификатом на десять лет. С другой стороны, платежеспособность населения в российских регионах оставляет желать лучшего. Как выход — использовать разные профили, разное стекло, разную фурнитуру и как можно более полно информировать потребителя. Но ведь так заманчиво раз и навсегда связать имя своей фирмы с определенной немецкой маркой и в результате заслужить репутацию продвинутой компании и лучшего партнера. В общем, руководителю придется каждодневно ломать голову, тем более что при огромной конкуренции в связи с большим размахом строительства нельзя ничего упускать, а промедление — смерти подобно.
Еще несколько нюансов. Собственное производство позволяет на месте обучать специалистов по монтажу и новых рабочих (в то время как сотрудники дилерской компании ездят учиться на предприятии поставщика). С другой стороны, при масштабном ведении бизнеса возникает необходимость готовить менеджеров для работы с клиентами, чтобы рационализировать и оптимизировать процесс оформления и сопровождения заказа. В некоторых фирмах, например в «Венаплас- те», разработана система, при которой менеджер «ведет» клиента от первого звонка в фирму до того момента, как закончится годовая гарантия на фурнитуру, — то есть клиент всегда имеет дело с одним человеком. Также еженедельно проводится «разбор полетов», отрабатываются сложные ситуации. Используется система контроля качества на каждом этапе, начиная с завода и заканчивая звонком к клиенту через некоторое время после установки окна, чтобы узнать, все ли в порядке. Результат — рост заказов вплоть до того, что приходится покупать новое оборудование для расширения; открытие дилерских контор в регионе.