Энциклопедия начинающего предпринимателя
Как стать дилером
Сегодня качественное сырье для пластиковых окон (а также фасадов, дверей, зимних садов) — профили, стекло и фурнитуру — выпускают либо за границей, либо на крупных предприятиях в России по зарубежным технологиям. Чтобы собрать все это в стеклопакет под конкретный заказ, то есть создать конструкцию, пригодную к установке, требуется сравнительно небольшое производство местного уровня. Третий этап — услуги по установке. Соответственно, представители малого и среднего оконного бизнеса делятся на две группы: производители и дилеры. При этом фирма-дилер может быть как подразделением фирмы-производителя, так и вести самостоятельный бизнес. Теоретически дилером может стать даже одиночный предприниматель, который способен заключить соглашение с заводом, доставить стеклопакет из цеха до заказчика и грамотно его (стеклопакет) установить. Но специфика оконного бизнеса в том, что наличие заказов привязано к строительному сезону: с мая по октябрь они есть гарантированно, с ноября по апрель — как повезет. И только фирма, которая постоянно дает рекламу, имеет свой круг заказчиков и чье имя известно на рынке, может рассчитывать на внесезонную работу. От шести до десяти человек способны согласованно работать так, что, по крайней мере, зарплату они будут получать круглый год, а не только летом. В региональном бизнесе такого рода в строительный сезон общий объем заказов фирмы-дилера может составлять 1000-1500 кв. м в месяц; зимой — в десять раз меньше.
Рассмотрим, что требуется для дилерского бизнеса такого уровня. Главный ресурс, разумеется, — люди. Монтажная бригада — три человека на постоянной работе; вторую бригаду имеет смысл нанимать летом, в пик заказов, когда, допустим, в конце июля люди возвращаются из отпусков и до ноября сосредоточенно занимаются обустройством квартир и офисов. Дилерской компании обязательно нужен менеджер, который принимает и рассчитывает заказ. Еще один человек (или тот же) будет выезжать к заказчику на замер. Тот, кто делает замеры и расчеты, должен иметь высшее строительное образование: клиент, как правило, знает, что хочет пластиковое окно, но понятия не имеет, как это сделать лучше — особенно если строительство дома еще не завершено. Соответственно, сотрудник фирмы обязан все объяснить и дать грамотный совет. Еще две ставки — для бухгалтера и водителя. Остальные должности — по желанию или по необходимости.
Следующий номер программы — автомобиль для перевозки стек - лопакетов. Это может быть небольшой грузовик типа «Газели», при этом в кузов устанавливается так называемая пирамида: конструкция со специальными ремнями, которые обеспечивают надежное крепление для хрупкого продукта. «Газель» обойдется в сумму порядка 180 тысяч рублей, но можно купить автомобиль, бывший в употреблении, или взять специальную машину в аренду. Такие услуги предлагают, например, в Томске, где довольно много компаний возят стеклопаке - ты из Новосибирска (300 км в один конец). В любом случае, грузовик нужен, чтобы доставить продукт от завода до места установки. А пирамида обойдется примерно в 20 тысяч рублей.
Затем — комплект инструментов для монтажа, в частности перфоратор и электролобзик для подоконников (можно пользоваться обычной ножовкой, но это долго и менее качественно). Стоимость инструментов российского производства 20-25 тысяч рублей; импортных — например, фирмы Bosh — в два-три раза больше. Одна монтажная бригада использует один комплект, но с учетом сезонных колебаний и необходимости нанимать рабочих дополнительно имеет смысл приобрести два комплекта.
Для фирмы, которая постоянно принимает заказы и хочет производить хорошее впечатление на клиентов, естественно, требуется офис. Желательно в удобном районе. Размеры подходящего помещения варьируются от 25 до 60 кв. м, при этом надо учесть, что в офисе должны быть представлены образцы продукции: оконных профилей, стеклопакетов и др.
Еще один необходимый элемент — компьютеры. На одном будут производиться расчеты с помощью специального программного обеспечения. Другой предназначен для бухгалтера. Третий — удобно использовать для обмена информацией по электронной почте с производителем, особенно если он находится в другом городе. Отдельно стоит сказать о софте. Некоторые компании пользуются универсальными программами типа AutoCad. Другие предпочитают, например, «СуперОкна» — программу, которая проектирует только окна, двери и фасадные конструкции из пластика, дерева, алюминия и т. п. Стоимость минимальной версии «СуперОкон» составляет примерно полторы тысячи долларов, но здесь можно сэкономить, так как в предоставлении программного обеспечения своему дилеру может быть заинтересован производитель.