Энциклопедия начинающего предпринимателя

Свободные и несвободные художники

Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предпри­ниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выпол­нение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизай­нера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеюще­го оперативно подбирать «детали». Служба дизайнера интересна, кре­ативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.

Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по су­ти, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успеш­но осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для «панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел дру­гих — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный цех» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом масш­табе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика, пено­пласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экс­пертов, большинство компаний движется к комплексности услуг. В этом бизнесе нередко встречаются «смежные» строительно-архитек­турные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри «за­стройщика». В строительной компании «Бау-Групп» своего архитектур­ного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. Если клиенту нужен архитектор, фирма помогает ему найти специалистов, а выбор делает он сам.

Обратный сценарий: архитектурное бюро «обрастает» строитель­но-отделочными подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные «слияния» — очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно рентабельны (15-25%), потенциально привлекательны. И еще есть одна причина, уверен Михаил Иванов: есть два мнения: удобнее получать услуги «в одном флаконе», когда заказчик работает с одним и тем же коллек­тивом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна с по­зиции защитников «комплексности». Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Сам же Иванов полагает, что все иначе: если архитектурная фирма существует сама по себе, самое главное — она выдает проекты не под конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой строитель. Качество архитектурно­го проекта изначально другое: это более адекватный путь. Второй мо­мент: строителей выбирают, исходя из четких понятий: цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стили­стики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать» лишь небольшой спектр, и фирма попросту не сможет удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор — все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский надзор» над строителя­ми. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется.

Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проект­ные институты специализируются на городских объектах, малые архи­тектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3-5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10-15 человек, остальные игроки — бесчислен­ная орда свободных «художников» самого разного профиля и проис­хождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига професси­оналов, однако пока три четверти «громких» и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. Причина в том, что московский уро­вень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и «теснота» положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПЕТР АВЕН

Авен Петр Олегович родился 16 марта 1955 года в Москве. Латыш. Дед Авена был латышским стрелком, служил в Латышской стрелко­вой дивизии, отец — профессор, специалист в области вычислитель­ной техники. В …

АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Андрей Игоревич родился 8 марта 1972 г. в Гомеле. Учился в физи­ко-математической школе-интернате МГУ, куда попал после республи­канской олимпиады по физике. В 1989 г. поступил на физический факультет МГУ им. …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

(П. 1 ст. 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Разработка авиационной техники, в том числе авиационной тех­ники двойного назначения. • Производство авиационной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.