Энциклопедия начинающего предпринимателя
Вложения
Клуб для среднего класса, танцевальный, музыкальный или кафе с музыкальными программами, — сюжет более доступный, не требующий миллионных инвестиций от спонсоров и статуса в обществе от хозяев. Диапазон вложений — от 50 тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Jazz Cafе для стильных, но не состоятельных интеллектуалов, открытое Синишей Лазаревичем в новом для столицы формате модного кафе-клуба, обошлось в 50 тысяч долларов. Создание «Китайского летчика Джао-Да», одного из популярных музыкальных клубов Москвы, — порядка 60 тысяч. Достаточно быть просто стильным и интересным. Правда, надо суметь оставаться популярным долго — ведь отбиваются такие места тоже в течение 2-3 лет. И при отсутствии дизайнерских изысков атмосфера клуба становится еще более важной. Стильная демократия и разнообразие — вот формула, характерная для большинства подобных заведений, которые недавно вышли из сквотов и подвалов. По словам Ирины Паперной, совладелицы клуба «Китайский летчик Джао-Да», очень важна игровая сторона, это ведь как спектакль, который каждый день разный. Иногда все получается, а иногда не получается ничего. Здесь рождается свой мир. Клубное движение в России совсем молодое, ему не более 10 лет, только вдумайтесь, это же совсем немного. В большинстве случаев клубы не живут долго. Они могут долго существовать, но жить. Очень часто клубы умирают раньше, чем закрываются. И это еще одна опасность. А бывает, что их по каким-то не зависящим от администрации причинам закрывают в самом расцвете. Например, в театре считается, что спектакль живет 10 лет. А клубному движению в России всего-то 10 лет.
Столичная тенденция — сглаживание разрыва между элитными и народными заведениями в плане публики и наличия продуманного стиля — пока не дошла до регионов. Если лет пять назад можно было четко выделить клубы для новых русских и для молодежи, то сегодня такое деление уже не отражает сути дела. Отличаясь в концепциях и ориентации на аудитории, тем не менее, все клубы сегодня обязаны быть стильными.
По мере формирования среднего класса клубная жизнь перестает носить однозначно «кастовый характер», когда посетителю «Вермеля» был заказан вход в «Джусто». В провинциальных городах, по наблюдениям клубных деятелей, такое расслоение есть — и «классовый» характер заведения выражен гораздо более ярко. Города-миллионники — Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Самара, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь — в состоянии вместить все клубные форматы, но социальная направленность и форматность могут быть выражены гораздо более выпукло. При этом зачастую появление клубов задает новые правила игры на развлекательном рынке и в известном смысле формирует его. Как считает Вадим Калинич, управляющий модного клуба Fashioncafe в Ростове-на-Дону, вряд ли кто-нибудь, однажды побывав в Fashioncafe, сможет назвать его провинциальным клубом. Их задача — не идти на поводу у сложившихся вкусов, а формировать свое лицо, чтобы привлечь клиентов, желающих получить что-то новое. Потенциальные посетители могут не знать точно, чего именно они хотят. Копировать старое бесполезно. Важно не только предложить людям нечто новое и суметь вызвать у них интерес, но и при необходимости воспитать вкусы своей аудитории. Просто сказать, что в Fashioncafe ходят обеспеченные люди, было бы не совсем корректно. Посетители — это своеобразная каста. Это те, кого интересует сложный механизм моды, кто всегда в курсе последних новостей. Можно сказать, что посетители Fashioncafe — люди особые. Они умеют ощутить аромат будущего, ибо умеют предчувствовать, что именно станет актуальным через полгода. Совершенно очевидно, что если в городе появляется один модный клуб для нуворишей со вкусом, то очень быстро появятся аналоги. Коль скоро формат задан, тусовка не может сидеть на одном месте и должна перемещаться: по оценкам, большой город в состоянии вместить несколько супермодных и десяток-другой популярных клубов. Заметим — в качестве рентабельных заведений. На «входе» же может появиться гораздо больше.
Роман Панченко, соучредитель ростовского танцевального клуба «Свободная Куба», рассказывает, что на данный момент в ростовском клубном бизнесе много свободных ниш, и их клуб просто занял одну из них. Если говорить о концепции, то здесь сложно придумать что-то новое. Большинство удачных и модных ростовских клубов — это калька с уже обкатанных идей. Поэтому они и не ставили задачу предложить что-то принципиально новое. Здесь легко попасть в ловушку — можно открыть какой-нибудь ресторан «монгольской кухни», первые месяцы он будет диковинкой, но потом так и останется на уровне никому не нужного городского недоразумения. Учредители клуба изначально знали свою аудиторию и понимали, чего ей не хватает, — в Ростове не было неформального танцевального клуба европейского формата.
Инвестиционная планка за пределами двух столиц гораздо ниже, и если в Москве для старта модного проекта сегодня, по общим оценкам клубных деятелей, нужно как минимум полмиллиона долларов, то в других крупных городах — в 3-4 раза меньше. Стоимость нового клуба в Ростове-на-Дону — от 100 тысяч долларов, крупного проекта — 300 тысяч, по оценкам Романа Панченко из «Кубы».
Однако и в регионах, по его словам, сейчас вряд ли можно открыть такой клуб, который окупится раньше, чем через два года. Тем более что интерес к клубу начинает постепенно остывать, а что касается рентабельности — учредителей устроило бы, если б человек оставлял в баре в районе 300 рублей за вечер. Социологические исследования показывают, что состоятельная публика с доходом свыше 1000 долларов насчитывает в лучшем случае 2-3% городского населения. Прослойка тусовщиков, на которых ориентированы модные танцевальные и музыкальные клубы, — порядка 10%, то есть наиболее активная часть молодежи и людей среднего возраста.
Однако емкость рынка на «губернском» уровне — областных центров, весьма мала, и порой небольшой провинциальный город с населением в 200-500 тысяч человек просто не оправдает вложений в создание чего-либо, отличного от бара с музыкой или одного якобы модного клуба для местной элиты. В такой ситуации возникает соблазн скопировать московские клубы, рассчитывая, что калька с интерьера приведет к такому же успеху. Алексей Паперный, арт-директор «Китайского летчика», рассказывает, что в Костроме открылся клуб, который называется «Китайский летчик Лао Джа». В нем скопирован интерьер московского «Летчика» со множеством всяких деталей, на которые они у себя даже внимания не обращали. Кто-то из сотрудников забыл в углу веник, так вот дизайнеры «Лао Джа» решили, что это элемент интерьера, и теперь там стоит веник. Друзья московских учредителей клубов ездят по стране и привозят фотографии клубов, где отражены элементы интерьеров, какие-то решения, о которых с уверенностью можно сказать, что это чистой воды заимствование.
Коль скоро речь зашла о копировании, и если уж нередко разные клубы создаются одними и теми же людьми, возникает весьма актуальный вопрос: могут ли работать клубные сети? Западный опыт, исключая культовые заведения, дает однозначный ответ: да. Hard Rock Cafе,
Fashioncafе. Прозрачная концепция, ориентация на относительно массовый спрос — то есть не на богему и не олигархию, — вполне естественные основания для сетевого клубного проекта. Конечно, размножить уникальность модного и культового в народе клуба — невозможно. Слишком нематериален предмет для копирования — атмосфера. А вот стиль, эстетику и развлекательные программы — несомненно. Сетевой формат избрали для себя «Пироги», насчитывающие три точки в Москве и планирующие региональное развитие. Еще более последовательно сетевую стратегию развивает «Тинькофф» — его заведения открылись в Петербурге, Москве, Самаре, Новосибирске, запланированы в Краснодаре, Казани, Владивостоке, Екатеринбурге, Красноярске, Ростове-на-Дону, Сочи. Причем петербургское происхождение «тинькофф - ской» сети подтверждает тезис, что сетевые проекты необязательно должны происходить из Москвы. Скорее наоборот, — московские реалии дальше от ситуации в других городах, да и интенсивность клубной жизни в столице такова, что большинство пока не задумывается о расширении в регионы. Те немногие, кто знаком с жизнью за пределами МКАД, выступают в основном в качестве консультантов, но не совладельцев и промоутеров. А вот для региональных начинаний развитие в других городах может быть выходом из ситуации, когда рынок родного города слишком мал и не позволяет клубному бизнесу выйти в прибыль. Представляя определенную концепцию и эстетику для продвинутого среднего класса вместе с музыкальными программами, подобная система, подкрепленная мощными финансами, может развиться в общенациональную клубную сеть. Однако, скорее всего, сетевой формат все-таки роднит заведения, более близкие к ресторанам с шоу-программами в качестве дополнения. В том же «Тинькоффе» выступают модные проекты в стиле easy listening — Dave Gahan, Massive Attack, Stereo Total, Thievery Corporation, Gabin. Самое главное для сети — понимание своей аудитории, ясная концепция места заведения в их жизни, единый стандарт качества, общая стилистика и наличие некоей «изюминки», «идеи». Скажем, в основе концепции «Тинькофф» — пре - миум-брэнд российского происхождения, ее аудитория — успешные менеджеры среднего звена, костяк формирующегося среднего класса с собственными квартирами, иномарками и стабильной работой, что мыслится одинаковым во всей России.