Энциклопедия начинающего предпринимателя
КЛУБНЫЙ БИЗНЕС
Несмотря на появление все новых и новых клубных заведений, порой, честно говоря, удивляет единодушие, с которым владельцы и промо - утеры говорят о тяжелой доле всех клубных бизнесменов и низкой привлекательности этой сферы в качестве способа заработать денег. Корпоративная солидарность? Правда реальности? Скорее всего, истина заключается в том, что в этой области коммерции образ жизни становится рано или поздно бизнесом, а без увлеченности идеей и знания клубной среды очень тяжело.
На вершине пирамиды — модные клубы для наиболее состоятельной части общества и сформировавшейся вокруг нее модной тусовки. На волне японской моды в 2001 году обрел культовость японский клуб-ресторан «Джусто» напротив Третьяковской галереи. Здесь играют лаунж лучшие ди-джеи Москвы, именно в этом клубе отдыхал актер Джим Керри во время кратковременной частной поездки в Москву. Танцпол маленький, но представителей богемы на нем порой хватит на несколько заведений, изображающих пафос. Андрей Кобзон открывал «Джусто» трижды: в первый раз в 1995 году как клуб, где играли модную музыку хаус исключительно для друзей, второй — в 1997-м на несколько месяцев в качестве закрытого клуба, и, наконец, после как клуб-ресторан в японском стиле, совместно с Аркадием Новиковым. Высоких цен и удаленности от оживленных улиц было достаточно для поддержания эксклюзивного имиджа и камерности. Сегодня сходной репутацией пользуется «Шамбала DJ Бар» на Кузнецком мосту. Как объясняет промоутер Михаил Козлов, «шамбала» — священная, недоступная земля, куда каждый должен стремиться попасть, а клуб позиционирует себя как заведение для избранных. «Вообразите кофе. Сначала сливки, затем масса, в конце гуща. Сегодня нас интересуют только «сливки». Такая публика не в состоянии ходить сюда каждый день, поэтому как клуб мы работаем только в пятницу и субботу. Мы готовим серьезные программы, которые должны иметь большой резонанс в Москве. Если сделать вечеринку очень мощную, очень красивую, то о ней будет говорить вся Москва: представители бизнеса, моды, то есть творцы общественного мнения».
Такие клубы появляются на волне новых веяний клубной жизни или возникают в качестве салонов, где можно продемонстрировать себя. Крупные бизнесмены, их дети, жены и любовницы, что приезжают на дорогих машинах и сами оплачивают счета. Публика растет в своих вкусах или делает вид, что растет, и вот имя «Шамбала» — восточный ди-джей-бар. А вот «Гоа» — психоделический ресторан. Если честно, ничего там нет психоделического, кроме названия и дизайна. Но ведь есть люди, которых на Буйнова в «Метелицу» не затащить. А вот в «Гоа» — на какого-нибудь DJ Ravin, уже лучше и моднее. «Где были вчера? Да так, в «Гоа» заглянули, там ди-джей из Парижа». В любом случае, модные тенденции живут не очень долго, и обосновавшийся в модной нише клуб может потерять популярность вместе со сменой настроений. Вчера был в моде японский стиль, сегодня — индийская экзотика, а завтра — кто знает? Как говорится, лови момент.
Логика появления клубных тенденций достаточно прозрачна. Все, что сегодня раскручивается в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, с небольшим временным разрывом появляется и в Москве, а потом какая-то часть направлений оседает в других крупных городах. Но что модно в Москве — то рано для регионов.
Норма прибыли сверхмодных клубов, которые, правда, живут не больше года-двух, во второй половине девяностых составляла до 300-400%; сегодня что-то около 20-30%. Скромнее, но все равно немало. И каждый год в Москве возникает клуб, претендующий на «снятие сливок». В 2001 году открылся «Мост», и некоторое время самые дорогие машины города парковались у его стеклянных стен на Кузнецком мосту. В 2002-м появились «Министерство» и при поддержке водки «Флагман» — клуб Jet Set. По словам Юсупа Бахшиева, совладельца клуба «Министерство», клуб был открыт частично на деньги учредителей, а частично — на кредит в дружественном банке.
В начале 2003 года роскошью и стилем всех затмил First на Софийской набережной. Такие клубы — это гонка дизайнеров, идей и, конечно же, денег. По оценкам, «Мост» обошелся в 2 миллиона долларов, Jet Set в 2-3, а новый First — в астрономическую даже для столичной жизни сумму около 8-10 миллионов долларов. Собственно инвестиции составляют, по разным оценкам, около 10% всех вложений, так что каждый новый клуб предлагает публике все более изощренные концепции, дизайн и программы. Георгий Петрушин, совладелец клуба «Цеппелин», отмечает, что сейчас московский клубный бизнес основательно избаловал потребителя, очень высоко поднял планку. И, тем не менее, ответ на этот вопрос прост: на какую публику вы ориентируетесь, таковы должны быть и капиталовложения. Сейчас уже невозможна подобная ситуация: ты вложил десять рублей, а к тебе пришли пить кофе миллионеры.
Модный клуб, чтобы он был действительно в фокусе внимания публики хотя бы в течение пары лет, можно открыть не менее чем за 500 тысяч, а в качестве оптимальной суммы фигурирует оценка в 1,5-3 миллиона долларов. И отбить, соответственно, такой проект можно за 2-3 года. А вообще, сегодня, по мнению клубных деятелей, открывать дорогие клубы надо гораздо осторожнее. Жизнь стабилизировалась, люди стали умереннее и серьезнее. И если раньше клубы жили за счет тех, кто спускает, как минимум, по 100-200 долларов за ночь, то сегодня средний счет — около 1000 рублей. Кроме того, «провисеть» всю ночь в одном клубе считается mauvais ton, и тусовка все время перемещается из одного места в другое, распределяя между ними свои траты. Однако это ситуация в Москве, а в регионах, наоборот, время суперклубов только начинается. В Санкт-Петербурге соревнование только-только зарождается — пальму модности у считавшегося номером первым «Грибоедова» отобрал открывшийся в феврале 2003 года клуб «Онегин». По наблюдениям Георгия Петрушина из «Цеппелина», в крупных региональных центрах — Новосибирске, Хабаровске, Петербурге, клубная жизнь очень активна; только в регионах появились деньги, сразу же стало развиваться и клубное движение: людям же надо отдыхать, они ведь не механизмы. По опыту клубных ресторанов «Тинькофф», несостоятелен и миф о том, что в Москве тратят намного больше денег, чем в провинции: средняя сумма чека в столице — 500 рублей, в Петербурге — 450, в Самаре — 350. При том, что в провинции это гораздо дешевле.
Например, открытие клуба «Тинькофф» в Новосибирске обошлось в 2 миллиона долларов, в Самаре — в 2,7 миллиона, в Петербурге — в 1,8 миллиона, а в Москве — в 4,5 миллиона долларов. При том, что площадь клубов во всех городах практически одинакова, а оборудование стандартное, — так что пример вполне показательный.
Претендуя на сливки общества и моднейшую тусовку, надо быть готовым к большим вложением и самое главное — заранее принять, что такой бизнес носит проектный и временный характер. Модный клуб набирает обороты, отбивает деньги, дает прибыль и постепенно сходит на нет. Публика охладевает к своему фавориту, и те же команды привлекают ее в новые места. На раскрутку в среднем уйдет 2-3 месяца. Пик популярности длится максимум год-полтора после открытия, потом еще примерно год люди продолжают туда ходить, но уже без былого энтузиазма. Итого получается примерно два года с хвостиком. Плюс то время, за которое клуб успевает пройти от выхода в прибыль до обратного падения за грань рентабельности — еще полтора-два года в лучшем случае.
После этого срока помещение можно сдать в субаренду, а самому открыть новый клуб. Это бесконечное соревнование людей, которые все друг друга знают, и денег, которые им удается привлечь. Открывая в своем городе подобный проект, вы, конечно, снимете сливки, но вы же создаете прецедент, и уже через годик всю тусовку съест новичок с еще большим размахом. Вы готовы к этой захватывающей, но рискованной гонке?