Энциклопедия начинающего предпринимателя
Расходы
Возможные расходы предпринимателя:
• расходы на приобретение использованных в процессе производства товаров (услуг), сырья, материалов, топлива;
• эксплуатационные расходы;
• расходы на аренду помещений;
• расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков;
• расходы на капвложения и нематериальные активы;
• расходы по оплате труда;
• расходы на уплату оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспорта, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Первое и основное требование к учету расходов — необходимость их документального подтверждения, все хозяйственные операции должны подтверждаться первичными учетными документами. В состав затрат включаются только фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода.
Затраты группируются по следующим элементам:
• Материальные затраты;
• Амортизационные отчисления;
• Износ нематериальных активов;
• Затраты на оплату труда;
• Прочие затраты.
В материальных затратах отражается стоимость:
• приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции;
• покупных материалов, используемых для производства продукции, упаковки;
• запасных частей для ремонта;
• комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся дальнейшему монтажу и обработке;
• работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонним организациями;
• природного сырья, отопления зданий, транспортных работ по обслуживанию производства;
• покупной энергии всех видов;
• потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах.
Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. Начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые для предпринимательской деятельности и приобретенные за плату.
При отнесении имущества к основным средствам руководствуются:
• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н;
• Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ №6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н;
• Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года № 359.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, инвентарь, скот, насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие объекты.
Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости, в которую включается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств, в течение налогового периода производится ежемесячно, согласно Постановлению Правительства РФ № 1 от 01.01.2002 г.
Нематериальные активы оценивают в зависимости от источников приобретения, вида активов и их роли в хозяйственной деятельности:
• внесенные учредителями в счет из вкладов в уставной капитал по цене договоренности сторон;
• приобретенные за плату у других организаций и физических лиц, исходя из фактических затрат на приобретение и приведение в состояние готовности этих объектов;
• полученные от других предприятий и физических лиц безвозмездно.
Для каждого вида нематериальных активов открывается регистр аналитического учета, в котором отражается регистрационный номер, технико-экономическая характеристика, срок полезного использования. К моменту прекращения права пользования нематериальными активами их стоимость должна быть полностью отнесена на затраты.
К расходам на оплату труда относятся, в частности:
• суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;
• начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера (например, денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника);
• стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;
• суммы вознаграждений по заключенным договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
• другие виды начислений (выплат), произведенных в пользу работника в соответствии с трудовым договором.
К прочим затратам в составе себестоимости относятся:
• суммы налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, уплаченные за отчетный налоговый период, за исключением налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, уплаченного за имущество, непосредственно не используемое для осуществления предпринимательской деятельности, а также налогов, перечисленных в ст. 270 НК;
• расходы на сертификацию продукции и услуг;
• суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
• расходы по обеспечению пожарной безопасности;
• расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
• расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;
• расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
• арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
• расходы на командировки работников, выплаченные в установленном порядке;
• расходы на оплату информационных услуг, в частности приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, напрямую связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для эффективного осуществления деятельности, а также информационных систем (например, «Консультант», «Гарант» и иных аналогичных систем) при наличии подтверждающих документов об их использовании;
• расходы на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг;
• плата государственному и (или) частному нотариусу за официальное нотариальное оформление действий, связанных с предпринимательской деятельностью. При этом подобные расходы принимаются в пределах тарифов, соответствующих размерам государственной пошлины;
• расходы на канцелярские товары;
• расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;
• расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных;
• расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка;
• расходы на рекламу изготавливаемых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг);
• расходы на ремонт основных средств;
• другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.