Энциклопедия начинающего предпринимателя
РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВЫХ ПРОГНОЗОВ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Подготовка детальных финансовых прогнозов (financial projections) считается неотъемлемой частью планирования деятельности как новых, так и действующих предприятий. Для нового предприятия также следует подготовить детальный прогноз потока денежных средств (cashflow projection), который позволит определить, жизнеспособно ли предприятие, и принять решение о необходимости привлечения инвесторов со стороны.
Прогноз потока денежных средств — это перспективный план притока и оттока денежных средств для Вашего предприятия в заданной временной шкале (как правило, 12 месяцев). Приток (inflow) и отток (outflow) оцениваются помесячно.
Для построения прогноза потока денежных средств владелец-руководитель предприятия должен сформулировать предположения и оценки доходов и расходов на предстоящий 12-месячный период. Ключом к разработке эффективных прогнозов является реалистичность предположений. Владельцы многих новых предприятий часто задаются такими уровнями доходов, которые в принципе недостижимы, либо недооценивают величину накладных расходов.
Предположения по доходам необходимо делать в следующем разрезе:
• источник дохода;
• сроки платежа и возможное число дней задержки;
• сезонность дохода;
• ожидаемый рост дохода;
• факторы, ограничивающие доход.
Предположения по расходам имеют следующие цели:
• определить вероятные расходы, связанные с данным проектом;
• разработать график платежей по каждой статье расходов (например, оплата телефонных счетов будет производиться ежемесячно).
Проблемы с потоком денежных средств характерны для многих предприятий, особенно для новых. Если их не решить соответствующим образом, они могут привести к преждевременному прекращению деятельности. Определение «проблемы с потоком денежных средств» включает целый ряд различных неприятностей, результат у которых один — у предприятия кончаются средства и оно не может платить по счетам. Особенно уязвимы в этом плане относительно новые предприятия, издержки освоения (start-up costs) у которые высоки, а заработная плата низкая. Подобные проблемы, однако, могут возникать и у весьма преуспевающих, авторитетных предприятий, а также у новых предприятий с низким уровнем накладных расходов.
Большим преимуществом контроля и регулирования денежных операций является то, что он позволяет выявить проблемы дефицита денежных средств на ранней стадии, благодаря чему остается достаточно времени для принятия корректирующих мер.
Проблемы с потоком денежных средств могут быть вызваны одним или — гораздо хуже — несколькими из следующих пяти факторов:
• Уровень продаж — слишком низкий.
• Накладные расходы — слишком высокие.
• Коэффициент прибыльности — слишком мал.
• Должники — слишком медлят с оплатой (не платят вообще!)
• Уровень торговой деятельности — слишком высокий.
Следует четко определить, какой фактор (факторы) действует в вашем случае — это может быть очевидно!
Проблема недостаточности товарооборота характерна для новых (2-3 года) малых предприятий. Этому есть несколько причин. Многие предприятия создаются с большим оптимизмом, недостаточным знанием рынка и мизерным капиталом. Еще один фактор, тесно связанный с вышеупомянутыми: для завоевания престижа и положения на рынке нужно время, часто весьма длительное, и этот период обычно длится гораздо дольше, чем то позволяют первоначальные бизнес- планы. Если Вы, будучи руководителем нового предприятия, видите, что объем продаж мал, то следует сразу же задать себе вопрос: «Может быть, это солидное деловое предложение, для реализации которого просто нужно больше времени или денег?» Ответ может быть отрицательным! Даже у солидного, авторитетного предприятия объем продаж может падать; даже при постоянном уровне продаж отрицательное влияние может оказывать рост накладных расходов. Кроме того, предлагаемый товар или изделие могут уже не удовлетворять требованиям рынка.
Здесь важно, что вы обязаны что-то предпринять! Увидев, что объем продаж упал, двигайтесь поживее, ибо деятельность будет ослабевать, время для внесения корректив уменьшаться, а число возможных вариантов сокращаться.
Какие же это варианты?
• Вариант 1: Увеличить объем продаж.
• Вариант 2: Изменить стратегию продвижения.
• Вариант 3: Диверсификация.
Возможно, замысел проекта действительно солидный, и нужно просто время, чтобы предприятие вышло на потенциальный уровень товарооборота. Может быть, неожиданно возросли накладные расходы. Из этой ситуации возможны два выхода. Первый — увеличить объем продаж для покрытия возросших накладных расходов. Второй — сократить накладные расходы. Если остальные факторы (объемы продаж, прибыльность и задолженность) соответствуют прогнозу потока денежных средств, то вы можете сконцентрировать свои усилия на снижении накладных расходов до уровня, приемлемого для предприятия. Следует учесть, что перед тем, как принимать какие-то меры, необходимо получить профессиональную консультацию. Если вопрос касается помещений (например, вы осуществляете производственную деятельность на площадях другого предприятия), то рассмотрите возможность переезда в меньшие или менее дорогие помещения, если это разрешает договор аренды. Это касается и конторских помещений. В обоих случаях можно обратиться к арендодателю на предмет получения временного разрешения на субаренду с целью получения дополнительного дохода (т. е. фактического уменьшения бремени арендных платежей). Такое разрешение должно быть выражено явно, поскольку в большинстве договоров аренды субаренда запрещена. Магазины представляют более серьезную проблему, так как местонахождение имеет в данном случае очень большое значение, и переезд в меньшее или хуже расположенное помещение будет, скорее всего, неразумным шагом. Весьма значительными финансовые проблемы могут быть в случае, когда много денег вложено в запасы. Если уровень запасов относительно избыточный (т. е. запасы малоподвижные), то даже при достаточных объемах продаж могут возникнуть проблемы с потоком денежных средств. Наконец, одной из причин проблем с потоком денежных средств являются слишком большие расходы владельцев предприятий на личные нужды. Эта причина полностью устранима, но возникает очень часто. Иногда это обусловлено тем, что владелец просто забывает предусмотреть затраты на уплату налогов.