Речевые фигуры
Фигуры речи — Это отступление от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия.
Рассмотрим речевые фигуры, наиболее часто употребляемые в рекламных текстах.
1. Фигуры с использованием вопросов.
• Дубитация — Ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения:
У Вас все валится из рук? Вы уже с утра чувствуете усталость? Вам ничто не доставляет радости? Вам поможет лекарственный комплекс «Бентапол» — Средство для снятия стрессовых состояний.
Вы когда-нибудь слышали, что скидка в магазине составляет столько же процентов, сколько в настоящий момент температура на улице? А чтобы магазин делал своим покупателям подарки на день рождения и различные праздники? Мы даже не говорим про розыгрыш призов среди постоянных клиентов. Всеми этими радостями балует своих посетителей Дом обуви «Форум».
Сколько мяса должно быть в настоящей колбасе? Половина? Треть? В колбасе должна быть львиная доля мяса. Не экономьте на своем здоровье и здоровье своих родных! Компания «Компур» изготавливает только настоящие колбасы без вредных химических добавок. Накормите себя и близких. «Компур». Львиная доля мяса.
• Объективация — Автор ставит вопрос и сам на него отвечает:
Вы думаете, что я только что покрасила волосы? Нет, я мыла их уже много раз! Шампунь «Shauma» для окрашенных волос.
Знаете, сколько денег нужно на самом деле потратить, чтобы уехать из автосалона на новеньком автомобиле? Нисколько. Начните с нуля! Ведь это намного удобней. Банк «УралСиб» представляет: Автокредит без первого взноса.
Заболели, а поблизости нет аптеки? Служба доставки «Авиценны» — Это заказ медикаментов и косметики, доставка на дом и в офис, справка о наличии лекарств. Аптека «Авиценна» — Все, что нужно для вашего здоровья!
• Обсуждение — ставится вопрос с целью обсудить и направить выбор потребителя:
Почему Наталья Ивановна покупает Fairy?
В чем отличие Tide от других стиральных порошков?
Для чего мы покупаем мягкую мебель?
Как сразу купать то, о чем Вы давно мечтали? Воспользуйтесь кредитом Банка «Русский Стандарт»! Оформление в магазине за 15 минут. Удобное погашение. Погасить кредит Банка «Русский Стандарт» теперь можно и в торговом центре «Омский» при помощи автоматических касс Банка с функцией приема денег. А в банкоматах Банка Вы сможете получить наличные по кредитным картам соответствующих платежных систем.
• Риторический вопрос — Экспрессивное утверждение или отрицание, когда вопрос ставится не для получения ответа, а чтобы привлечь внимание читателя. Если риторический вопрос стоит в конце текста, он'становится открытым вопросом:
Что может быть лучше, чем отдых на побережье Черного моря? Стоит ли бегать по всему городу в поисках необходимого, если в торговом центре «Омский» есть все?
2. Фигуры для поддержания контакта с читателем.
• Коммуникация — Мнимая передача проблемы на рассмотрение слушателей (читателей):
Смотрите сами: чтобы получить кредит, надо внести всего 10 % общей стоимости машины.
Потрясающая процедура наращивания волос по английской технологии, которую предлагает студия красоты «Виктория», позволяет кардинально изменить Ваш образ всего за один день! Только представьте себе открьшающиеся возможности — Длину волос можно увеличить до 70 см, объем — В три раза.
• Парантеза — Самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки:
В ювелирном салоне «Топаз» есть все: серьги, кулоны, цепочки, браслеты и (ну какая женщина сможет Вам отказать!) обручальные кольца с бриллиантами.
• Риторические восклицания:
Сколько Времени Вы сможете сэкономить, купив нашу стиральную машину!
А какое продуктовое изобилие ждет Вас в супермаркете «Купеческий»!
Ах, Красота! Отличную репутацию эстетический салон «Эту-аль» заслужил благодаря широкому спектру услуг и их высокому качеству.
• Умолчание — Указание в письменном тексте на невысказан-ность части мысли с помощью многоточия.
Умолчание позволяет создать интересную недосказанность, некоторую интригу, которая делает рекламный текст более интересным.
Прием умолчания хорошо работает тогда, когда пропущена часть хорошо знакомого потребителю высказывания или возможны разные варианты пропущенного слова или словосочетания. Например:
Если Вы купили для ремонта дешевые обои и хотели как лучше, а получилось... как всегда, поможет Вам исправить положение строймаркет «Новосел».
Мы рады встречать в «Альпийской кружке» состоявшихся бизнесменов и студентов. Это значит, что политика цен у нас правильная. В ресторане можно вкусно провести время независимо от Вашей финансовой состоятельности. Взгляните на меню, и Вам захочется прийти к нам. А побывав однажды... Влюбиться в «Альпийскую кружку» проще простого — Ведь все здесь сделано С Любовью к вам, дорогие наши знатоки хороших ресторанов, отличной кухни и неповторимого пива.
Супермаркет «Азбука вкуса». Мы предлагаем только «настоящие» деликатесы. Скажем, представленная у нас пармская ветчина сделана именно в провинции Парма, причем ее происхождение подтверждено сертификатом о способе производства. А то сейчас принято все подряд именовать пармской ветчиной...
Свобода... Вот она, главная мужская ценность, которую сильный пол готов порой отстаивать любой ценой. Не спорьте с любимым. Лучше подарите ему мужской аромат Kenzoair от Kenzo — Легкий, воздушный, ультрасовременный. Пусть ваш мужчина чувствует себя свободным, как ветер, оставаясь... рядом с вами, конечно же!
3. Фигуры с использованием повторов.
• Повтор слова (части слова) или выражения (лексические повторы) придает речи эмоциональность, динамичность, образность.
В рекламе повтор позволяет сделать акцент на отдельных качествах или преимуществах товара, подчеркнуть его «самость». Например:
«Левша» — Это самые низкие цены, самый качественный сервис, самый большой выбор стройматериалов.
Работают повторы и на создание художественных приемов в рекламных текстах.
Vichy. Здоровье для кожи. Здоровье для жизни.
«Фалиминт». Поможет горлу, поможет вам.
Асе. Бережное отбеливание — Сияющая белизна!
Существуют особые приемы:
Анафора — одинаковое начало фразы. Например:
«Пежо»: Сделано для удовольствия. Сделано для Вас.
Зубная щетка «Колгейт-зигзаг»: Чистит глубже. Чистит лучше.
Духи Hugo: Твой аромат — Твои правила.
Гель «Клерасил»: Каждый день очищает лицо. Каждый день побеждает прыщи.
Кондиционер для белья «Sensashial»: Сенсационная мягкость. Сенсационная свежесть.
Toyota. Новый Rav4 с Интегрированной Активной Системой Вождения. Новый лидер — Новые возможности.
MONTBLANC. Новые взгляды. Новые веяния. Новые времена. Часы с новым автоматическим хронографом из нержавеющей стали, с ремнем из натурального мягкого каучука с надежной застежкой. Искусство написания вашей жизни.
Эпифора — одинаковые концовки фраз. Например:
Хотите чувствовать себя хорошо? -- Артодиск. Хотите сбросить лет 20? — Артодиск. Хотите, как в молодости, радоваться жизни? — Артодиск.
• Синтаксический параллелизм — Одинаковое синтаксическое построение фразы, например:
Дезодорант Rexona. Ни влаги. Ни запаха.
Телевизор Sharp. Минимальные габариты. Максимальные возможности.
Крем для обуви Erdal. Бережная забота. Надежная защита.
Стиральные машины «Samsung»: Управление проще — Результат лучше.
Батончик Twix. Сделай паузу — Скушай Twix.
Косметика Fa Men. Желание свежести. Аромат приключений.
Белье «Триумф»: Совершенство тела. Торжество души.
4. Аппликация — Использование известных выражений (фразеологизмов, пословиц, поговорок, речевых штампов, крылатых выражений).
В человеке все должно быть прекрасно: И Душа, и одежда, и мысли в голове, на которой — Эксклюзивная шляпа из салона «Леди».
..Л договорились встретиться в десять... Нет, эти часы не могут спешить. Да и она не опаздывает. Просто небольшая проверка: мол, если любит — Часов не замечает. Даже таких... Швейцарские часы Zenith.
Речевые фигуры придают рекламному тексту большую выразительность, делают его более оригинальным, а потому повышают его запоминаемость.