Энциклопедия начинающего предпринимателя
Как выбирают «крыши»
В многочисленных национальных диаспорах вопрос решается через родственников, друзей-земляков. Будущий торговец просто идет к своим «старшим», которые выделяют ему определенное место. Разумеется, за все это он тоже платит — часто занимает требуемую сумму под процент.
И когда возникает неожиданная проблема, лоточник опять идет к «старшим». А те уже договариваются с прикормленными представителями правоохранительных органов, депутатами, чиновниками. Все эти спасители получают постоянную мзду за услуги от диаспоры. Втемную их не используют — слишком серьезные покровители.
Палатки могут открываться и на деньги воровского общака. Схема отношений в этом случае идентична, только в ней действуют другие персонажи. Но, как уверяют знатоки, без «ментовской крыши» на начальном этапе предпринимательства не обойтись.
ППС, участковые окучивают до 30 «точек» одновременно. Иногда начальник ОВД бывает в доле, но далеко не всегда — «отстег» может идти его заместителю. Нормой считаются разовые подношения — продуктовые наборы к празднику или дню рождения. Хотя бывают и «отмороженные» начальники, которые требуют постоянной доли с подчиненных — сотня долларов с «точки» в месяц. Зато начальник способен обеспечить надежное прикрытие от управлений собственной безопасности и от жалоб обиженных граждан.
Иногда милиции удается взять под свою опеку предприятия с иностранным капиталом — это считается большой удачей. Как правило, такой контакт налаживается во время следствия, когда будущие «подшефные» проходят свидетелями по делу или являются пострадавшими, нуждающимися в защите. Вот им и предлагается постоянное обеспечение безопасности.
А что делать, если проверенная «ментовская крыша» служит в одном районе, а бизнес хочется развернуть в другом? В этом случае «своя крыша» приезжает в ОВД, на территории которого находится спорная палатка, и накрывает местному руководству «поляну». Во время этого приятного времяпрепровождения происходит обмен мнениями. Пришелец просит местных коллег не обижать его «подопечного»: дескать, это мой родственник (близкий друг). Методы и способы убеждения, а также приведенная аргументация зависят от опыта и природной смекалки «крыши». В большинстве случаев «ария заморского гостя», сдобренная выпитой водкой, приносит желаемый результат. Хозяева «земли» обещают честно присматривать за торговой точкой и за порядком вокруг нее. Иногда договариваются на символический стольник в месяц — правила есть правила — или на подарки к праздникам.
Стоит обратить внимание, что местная исполнительная власть, получив свое во время регистрации предприятия, в следующем этапе «крышевания» обычно не участвует — пока ей нет никакого резона закрывать новый лоток.
Исключение могут составить случаи недовольства со стороны конкурентов. Тогда вопрос решается до смешного просто: например, через знакомую секретаршу из префектуры, которая быстренько передаст в соответствующую комиссию жалобы от покупателей или жителей соседних домов. А дальше районная комиссия вынесет распоряжение о закрытии «точки», и никакая милицейская «крыша» в данном случае отстоять своих «подшефных» не сможет. Против управы она не пойдет.