Определение компоновки
Уровень структуры, представленный в предыдущей главе, определяет, как будет работать наш сайт. Уровень компоновки определяет, какую форму примет эта функциональность. Помимо конкретизации представления информации, на уровне компоновки мы переходим к вопросам, принципиально требующим более глубокой детализации. Если на уровне структуры мы оперировали крупномасштабными понятиями архитектуры и взаимодействия, то на уровне компоновки наше рассмотрение сконцентрировано практически исключительно на отдельных страницах и на их составных частях.
На программной стороне этого уровня компоновка определяется дизайном интерфейса, то есть путем манипулирования кнопками, полями ввода и прочими элементами интерфейса. А вот информационные среды обладают спецификой, и дизайн навигации - это специализированная ветвь дизайна интерфейса, занимающаяся представлением информационных пространств. Наконец, через весь уровень компоновки пролегает информационный дизайн, задачей которого является максимально доходчивое представление информации.
Все три элемента связаны друг с другом очень тесно - в большей степени, чем любые другие элементы, обсуждаемые в книге. Не так уж редко приходится сталкиваться
Всемирная паутина как программный интерфейс
Всемирная паутина как гипертекстовое информационное пространство
Диянинтф/еяс/ДЛвйглевяггажг |
Поверхность
I
Структура
С проблемами дизайна интерфейса, плавно переходящими в проблемы информационного дизайна, либо с вопросами информационного дизайна, которые на деле оказываются вопросами дизайна навигации.
Несмотря на размытость границ, выделение таких областей и разбивка уровня компоновки на соответствующие части помогает нам оценивать правильность принимаемых решений. Хороший дизайн навигации не способен исправить недостатки плохого информационного дизайна. Если мы не понимаем, к какой области относится проблема, мы не в состоянии определить, решена ли она.
Когда мы предоставляем пользователям возможность совершать действия, то речь идет о дизайне интерфейса. Посредством интерфейса пользователь входит в реальный контакт с функциональностью, определенной в спецификациях и структурированной посредством продуманной схемы взаимодействия.
Когда мы предоставляем пользователям возможность переходить из одного места в другое, мы говорим о дизайне навигации. В процессе создания информационной архитектуры мы структурируем список требований к контенту, который составили ранее; дизайн навигации служит подзорной трубой, сквозь которую пользователь видит структуру, и средством передвижения пользователя по этой структуре.
Когда речь идет о донесении до пользователя идей, мы имеем дело с информационным дизайном. Это самый широкий элемент на данном уровне, потенциально охватывающий или затрагивающий почти все, что мы видели до сих пор как на стороне программных интерфейсов, так и на стороне гипертекстовых информационных систем. Информационный дизайн пересекает границу между программными системами, ориентированными на выполнение задач, и информационно-ориентированными гипертекстовыми системами, поскольку ни дизайн интерфейса, ни дизайн навигации не могут быть абсолютно удачными без хорошего информационного дизайна.