Нечестная реклама, либо механизмы манипуляции потребителем / статьи / 1-ый маркетинговый портал в украине
0
MicrosoftInternetExplorer4
Ни для кого не тайна, что потребители предпочитают получать продукты, рекламу которых они лицезрели по телеку либо читали в СМИ, и производители, в свою очередь, стараются представить покупателям свою продукцию с самой прибыльной стороны. Не напрасно рекламу именуют движком торговли.
Но, к огорчению, рекламодатели нередко перебегают грань меж беспристрастным описанием нужных параметров продукта и ложью, заставляющей покупателей получать совсем никчемные, а время от времени и вредные для их вещи. Отлично, если ересь не имеет негативных последствий для потребителя, но нередки случаи, когда продукты, приобретенные под обманчивым воздействием рекламы, приводят человека на больничную кровать либо вызывают губительные пристрастия.
Чтоб реклама имела такое колоссальное воздействие на сознание людей, над ее созданием и продвижением работают целые команды живописцев, рекламщиков и копирайтеров, в задачку которых заходит представить продукт в самом удачном свете, также юристов и психологов, следящих за тем, чтоб производителям не пришлось нести ответственность за неправдивую информацию.
Очень животрепещущим на сегодня является вопрос - как не поддаться обману?
Профильным спецам - химикам, физикам, косметологам и докторам была показана выборка фаворитных на украинском телевидении маркетинговых статей и видеороликов. Итог оказался ошеломляющим - в 18 из 20 случаев специалисты признали информацию о свойствах продуктов не соответственной реальности, а средства на их приобретение - зря потраченными. В США и странах Евросоюза с такими манипуляциями ведется борьба на уровне законодательства, в Украине же накалывать потребителей оказывается полностью допустимым.
Можно выделить последующие всераспространенные маркетинговые «ловушки»:
Пища: заработок на заглавиях
Для российского потребителя заглавия «Йогурт земляничный» и «Йогурт с клубникой» часто являются схожими, хотя по сути это не так. Запах и вкус разных фруктов обеспечиваются наличием в составе продукта ароматизаторов, усилителей вкуса и иных хим компонент, а никак не реальных фруктов. Председатель публичной организации «Состояние жизни» Александр Ладыгин рекомендует глядеть не на заглавие продукта, а на состав, так как исходя из убеждений закона производитель может давать хоть какое заглавие собственной продукции.
Еще об одной маркетинговой уловке гласит Николай Ищенко, доцент Государственного земельного института, рекомендуя покупателям более осторожно относиться к рекламе молочной продукции, которая типо имеет специальные характеристики: «Кефирные грибки должны быть в любом кефире, а молочнокислые бактерии - в любом йогурте и другой кисломолочной продукции. Понятное дело, что их употребление полезно для здоровья, но, во-1-х, не имеет значение производитель, во-2-х, впрямую на похудение они не оказывают влияние и должны являться только частью диеты, а не единственным заменителем пищи».
Схожим образом дело обстоит и с разными хлопьями для похудения, в базе которых лежит рядовая овсянка, но с добавлением консервантов для долгого хранения.
Бытовая химия: идентичность состава
Практически вся реклама стирального порошка имеет схожий сюжет: рекламируемый порошок сравнивается с «обыденным» и показывает более высшую эффективность. Но встает вопрос о том, какой вообщем порошок считать «обыденным». Консультант химконцерна BASF Татьяна Степаненко произнесла корреспондентам газеты «Сейчас», что уделять свое внимание необходимо сначала на состав порошка: «Подавляющее большая часть порошков на украинском рынке ничем меж собой не отличаются - ПАВ, ароматически добавки (для аромата), фосфаты и для сотворения эффекта - пенообразователи (на качество стирки не оказывают влияние). Пристально необходимо глядеть при покупке порошка с отметкой «без фосфатов» - или идет речь о вправду натурпродукте на мыльной базе (это обычно детский порошок), или фосфаты поменяли на другое химвещество (к примеру, цеолиты). Не много чем различаются меж собой и средства для мытья посуды: состав идентичен с порошком, только туда к тому же добавляют глицерин. Аналогично и со средствами для мытья пола - смесь хлорки и ПАВ. Вирусы такое средство убивает (с хлоркой), как говорит реклама, но только если они каким-то чудом поселились на полу, а не в организме».
Шампуни: ненужность витаминов
В рекламе мы в большинстве случаев лицезреем красавиц-фотомоделей, которые показывают прекрасные, блестящие, пышноватые волосы после мытья чудодейственным шампунем, но подобные сюжеты вызывают у Юлии Полшаковой, косметолога поликлиники красы Health and Beauty, только ухмылку. По ее словам, шампуни можно условно поделить по составу на два типа - на мыльной базе и на базе сульфата натрия. 1-ые плохо пенятся и требуют повторного нанесения на волосы, но меньше сушат кожу головы и замедляют загрязнение волос (соответственно, голову можно пореже мыть). 2-ые лучше моют, но требуют каждодневного мытья головы, хотя это и не приносит вреда.
Также эксперт утверждает, что «Какие-либо добавки вроде витаминов, о которых речь идет в рекламе, не имеют смысла. Потому что влажная кожа вообщем не пропускает ничего. Витамины для красивого вида необходимы, но их лучше принимать натуральными - в виде новых фруктов, либо аптечных пилюль. А вот рекламируемый на данный момент шампунь для лошадок, которым могут воспользоваться и люди, лучше избегать - он насыщен силиконом, что делает волосы блестящими, но только на время. После чего они становятся ломкими и редчайшими. Также он может быть токсичен».
Лекарства: излишние препараты
С телеэкранов нас интенсивно уверяют, что со многими мед неуввязками можно полностью удачно управляться без помощи докторов. К примеру, вылечить простуду несколькими шипучими пилюлями, снять боль в суставах при помощи мазей и т.д. В конечном итоге по количеству аптек Украина занимает одну из фаворитных позиций в мире, но это не содействует понижению смертности от болезней.
В большинстве стран реклама фармацевтических средств запрещена либо строго ограничена, потому что их предназначением должен заниматься доктор исходя из диагноза общего состояния здоровья пациента.
От самолечения остерегает и Тамила Караева, врач-кардиолог центральной больницы Подольского района Киева: «Необходимо осознавать, что не бывает универсальных фармацевтических средств и в каждом случае только спец может именовать подходящую концентрацию либо даже подобрать более сбалансированный вариант посреди нескольких аналогов».
К манипуляциям прибегают и производители зубных паст, «пугающие» телезрителей наличием микробов во рту, в то время как их присутствие является физиологической нормой. «В организме здорового человека обитает более 10 тыс. микробов». И вполне убрать их во-1-х, незачем, во-2-х, нельзя», - утверждает дантист Александр Цава.
Авто: магниты для горючего и газ для шин
Нередко жертвами нечестной рекламы становятся автовладельцы, фактически не имеющие особых технических познаний.
Так, например, благодаря рекламе широкую популярность получают магниты для горючего, типо создающие под капотом автомобиля магнитное поле, под воздействием которого молекулы «упорядочиваются» и поболее много сгорают. А это, в свою очередь, приводит к понижению расхода горючего на 15-20%.
По словам директора Муниципального предприятия «Научно-исследовательский институт хим технологий «Химтехнология» Александра Воронкова, этот принцип хотя и имеет под собой научную базу, но он не применим для автомобилей, потому что излучатель обязан иметь размеры грузовика. В целом, магниты не приносят вреда автомобилю, да и полезности от их тоже нет.
Также к манипуляциям нередко прибегают на шиномонтажках, предлагая клиентам закачать в шины не воздух, а смесь газов на базе азота. По их словам, от этого машина ездит мягче, потому что азот более «гибкий», чем воздух. Но по сути и сам воздух на 78% состоит из азота. Не считая того, по словам Сергея Воронова, заведующего кафедрой прикладной физики НТУУ «КПИ», все газы сжимаются идиентично.
Домашняя техника: ненадобный сервис
Нередко рекламодатели прибегают к манипуляциям цифрами, которые, будучи приведенными без нужных сопоставлений, вводят потребителя в заблуждение.
Например, в рекламе предлагается подменять обычные масляные обогреватели инфракрасными, потому что у последних КПД составляет 90% и поболее. Но при всем этом реклама умалчивает, что у всех обогревателей этот процент приблизительно схож. Сергей Воронов растолковал корреспондентам газеты «Сейчас», что по закону Джоуля-Ленца количество теплоты зависит только от силы тока, другими словами, прибор дает столько энергии, сколько воспринимает.
Другой пользующейся популярностью уловкой является так именуемый «Дополнительный сервис», предлагаемый многими торговцами бытовой и компьютерной техники. Этот сервис позволяет прирастить гарантийный срок (к примеру, с 12 до 24 месяцев) либо получить некоторое техническое сервис продукта, но приблизительно через год эксплуатации продукт устаревает, и вопрос его обслуживания теряет свою актуальность.
1-ый портал о рекламе в Украине