Система электрооборудования
При проверке системы электрооборудования автолюбитель в технических документах каждый раз сталкивается с такими понятиями, как напряжение, сила тока и сопротивление.
Напряжение измеряется в вольтах (В), сила тока - в амперах (А) и сопротивление - в омах (Q). Под напряжением применительно к автомобилю понимается, как правило, напряжение аккумулятора. При этом речь идет о постоянном напряжении значением примерно 12 вольт. Значение напряжения зависит от заряда аккумулятора и температуры окружаюшей среды и может составлять от 10 до 13 вольт. Бортовое напряжение, напротив, создается генаратором и при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя это напряжение составляет примерно 14 вольт.
Понятие "сила тока” в области автомобильной электрики встречается относительно редко. Значение силы тока указывается, например, на предохранителях, и это значение соответствует максимальному току в электрической иепи, при котором предохранитель не перегорает и цепь не обесточивается.
Протекаяпо электрической цепи, ток должен преодолевать сопротивление. Сопротивление, кроме прочего, зависит от таких факторов, как поперечное сечение и материал проводника, значение потребляемого тока и т. д. Если сопротивление слишком большое, в электрической системе возникают неисправности. Например, сопротивление проводов высокого напряжения не должно быть слишком большим, иначе невозможно получить достаточной силы электрическую искру, которая воспламеняет топливо-воздушную смесь и тем самым создает предпосылки для работы двигателя автомобиля.
Для измерения параметров бортовой электрики в торговой сети продаются так называемые универсальные измерительные приборы. Они объединяют в одном приборе вольтметр для измерения напряжений, амперметр для измерения силы тока и омметр для измерения сопротивлений. Предлагаемые приборы различаются, главным образом, диапазонами и точностью измерений. Диапазон измерений указывает, какое значение должно иметь напряжение или сопротивление, чтобы его можно было измерить данным прибором.
Для автолюбителей имеются многоцелевые измерительные приборы, которые предназначены специально для измерений в автомобиле. Одним таким прибором можно измерять частоту вращения коленчатого вала, угол замкнутого состояния контактов прерывателя и, кроме того, напряжение значением до 200 вольт. Диапазон измерений таким прибором сопротивлений ограничивается, как правило, областью килоомов, то есть 1-1 000 кО.
Кроме того, предлагаются измерительные приборы для проверки электрических и электронных деталей. Они позволяют выполнять обширные измерения от небольших сопротивлений в омах [Q] до очень больших сопротивлений в мегаомах (МО). Напряжения [в вольтах) могут измеряться очень точно, что прежде всего требуется для электронных деталей.
Когда необходимо лишь проверить, есть ли вообще в цепи напряжение, для этого годится простая контрольная лампа - А-. Прежде всего, она годится только для контроля электрических цепей, в которых нет никаких электронных деталей. Это связано с тем, что электронные детали чрезвычайно чувствительны к большим токам и при определенных обстоятельствах уже при подключении контрольной лампы могут выйти из строя.
Внимание: Для контроля электронных деталей [транзисторов, диодов, конденсаторов и блоков управления) требуется индикатор напряжения с большим внутренним сопротивлением - В -. Он работает как контрольная лампа, однако не вызывает повреждения электронных деталей и годится для всех проверочных работ.