МАТЧЛЕС
■ «МАТЧЛЕС G50 »
Старинная фирма, выпустившая мотоцикл «Матчлес»
( Непревзойденный»), была основана в 1899 г. в Лондоне < емьей Колье. Братья Чарли п Гарри Колье были ведущими мотогонщиками. Чарли на
МАТЧЛЕС Q5Q. (1961 г.)_______________
Двигатель с воздушным охлаждением, 2 клапана, одноцилиндровый
Объем
цилиндра 196 см'(90 X 7М мм) Мощность 37,Г) кВт (51 л. с.).
___________ 120 Гц (7200 об/мин)___
Масса 132 кг
М икс имал ъ н ал скорость 217 км/ч
одноцилиндровом «Матчлесе» выиграл в 1907 г. ТТ па острове Мэн, а Гарри повторил эту победу двумя годами позже.
R 1931 г. «Матчлес» присоединил
■ В САМОМ НИЗУ.
Легендарный одноцилиндровый «С50» оправдывал свою марку «крылатое М-, выигрывая гонки 60-х гг.
к себе английскую фирму АЖС, и после этого многие модели мотоциклов (с очень небольшими различиями) выпускали оба предприятия.
■ СЛЕВА. «Матчлес» строил мотоциклы и дмі внедорожных гонок, наприліер этот 500-кубовый вездеход «G80CS» (1958 г.). |
■ СПРАВА. Колин Силеїі, купив права ни «G50», выпустил «Сіней G50», все еще грозный в классических гонках. |
В 1930 г. фирма «Матчлес» выпустила «Сильвер Арроу» («Серебряную стрелу»), V2 400 см разработанную Чарли Колье. Но ее характеристики были посредственными, и продавалась ома плохо. Младший брат Берт создал более мощный «Сильвер Хаук» («Серебряный сокол»), VI 600 см3 с максимальной скоростью 128 км/ч, но он не смог конкурировать с «Ариэль Сквер Фор». Больший успех имели одноцилиндровые машины «Матчлес». Так, 350-кубовый «G3L» в огромных количествах производили для армии в годы Второй мировой войны. Это был один из первых мотоциклов с телескопическими вилками. На его основе затем создали гражданские модели, ттапример «G3I. S» 1959 г.
Самым знаменитым «Матчлесом» был одноцилиндровый гоночный мотоцикл «050». Впервые его запустили в серию її 1959 г. как соперника нортоновского «Мапкса». Со своим немного менее мощным двигателем 37 кВт (50 л. с.) и максимальной скоростью около 217 км/ч «С50» был легче и захватывал бровку7 на двойных кругах. Концерн «АМС», в который фирма «Матчлес» вошла в 1938 г., в 1966 г. обанкротился. 1 Ірава на производство «G50» купил Колин Силой, который усовершенствовал двигатель и сделал собственное шасси, создав «Силеії С50». Четырехтактный «G50» сохранял свои позиции в борьбе с двухтактными в 70-е гг. и еще долго оставался опасным соперником в классических гонках.
ДРУГИЕ МАРКИ
Я «МАЙКО»
Основанная в 1033 г. іе минская фирма «Майко» прославилась двіухтактньши машинами для мотокросса и энду ро. Она строила 125-кубовые мотоциклы для трайла и шоссейных гонок. На них Борг Янссон выиграл много Гран-при в начале 70-х гг. В 50-е гг. были популярны се родстеры, двухцилиндровые 350- и 400-кубовые машины «Тайфун». Позлее фирма «Майко» сосредоточилась на трековых мотоциклах и в 19Н7 г. обан кроти лась.
Артуро Магни, менеджер гоночной команды «МВ Агуста», после закры тия < МВ» основал в середине 70-х гг. фирму под своим именем. Он производил шасси, а затем п комплектные мотоциклы
■ ВВЕРХУ. В 60-е гг. фирма «Майко» выпускала .малые мотоциклы для шоссейных гонок. |
на основе «Хонды СВ900». Позлее Магни использовал двигатели V2 «Мого Гуцци» для создания машин «Сфида» в стиле ретро и зализанных, обтекаемых спортивных мотоциклов «Австралия».
■ «МАРУІІІО»
Ведущий японский фабрикант 50-х и начала 60-х гг. М а руш о выпускал мо гоциклы V2 «Лилак»
(125, 250 и 300 см’). Фирма производила также ряд роде герои с рядными «двойками» и в конце 60-х гг. закрылась.
■ СЛЕВА.
Спортивная «.Австралия» Магни с двигате им «Гуиии» была быстрой и изящной.
■ ВНИЗУ.
* «Мондиаль» |
Майк Хейлвуд с большим успехам выступил на 250-кубовых «Мондиалях» индивидуальной сборки а 1959 и 1960 гг.
■ ВНИЗУ. На. ином одноишитдропом «Мондиале» с двойным распределительным валом Сесил (Сэндфорд в 1957 г. выиграл 'ГГи титул чемпиона мира в классе 250 см3. |
■ ГОНОЧНЫЙ
«МОНДИАЛЬ» (250 см3) Маленькая итальянская фирма «ФБ Мондиаль» в 50-е гг. выпускала быстрые и отлично разработанные гоночные мотоциклы. Пик ее сланы пришелся на 1957 г., когда Іарквинио Провини стал чемпионом мира в классе 125, а СЦ'и л Сэндфорд — 250 см3. Компанию «ФБ» основали в 1929 г. четыре брата Бозслли, чтобы продавать мотоциклы других фирм. У первых «Мондиалей», построенных в мастерской «ФБ» и Болонье, был одни цилиндр объемом 125 см3 с нижними клапанами. R1949 г. они выиграли чемпионат мира.
< МОНДИАЛЬ», 250 см* (1957 г.)
Двигатель с воздушным охлаждением, 2 KJIHIIIIIIH, один цилиндр
Объем
цьыипдри 249 cmj (75 X 5Г>,4 мм) Мощность 21,3 кВт (29 л. с.),
180 Гц (10 800 об/чип) Масса 125 кг (сухая)
М аксимая ьная скорость 2 1 Г) км / ч
Фирма «Мондиаль» выпускала также родстеры, начав в 1950 г. с четырехтактной 125-кубовой модели, но основным интересом фирмы оставались гонки. После 'триумфального сезона 1987 г.
Из многих предприятий с. таким именем самой памятной была германская фирма, выпускавшая в 20-е гг. родстеры «МА20» с плоским двухцилиндровым 959-кубовым двигателем и нона горской рамой им штампованной стали. «Марс» строил и малые двухтактные машины, пока в конце 50-х гг. не закрылся.
Одним из самых необычных мотоциклов всех времен была построенная в Мюнхене «Мегола».
Ее пятицилиидровый двигатель в форме звезды находился в переднем колесе. Необычной была и рама из листовой стали, а води тель сидел к кресле с подлокотниками. Двигатель с объемом цилиндров 640 см3 и боковыми клапапами давал 7,46 кВт (10 л. с.), и в спортивном варианте скорость «Меголы» с одной передачей достигала 144 км/ч. Фирма успела выпустить около 2000 таких диковинных машин (с 1922 г. до закрытия ВІ925 г.).
Фирма, основанная в 1924 г., начала производить мотоциклы одной из первых в Японии. В 30-е гг. ее основной моделью был 500-кубовый «Z97», копия « Велосет гы MSS». В 50-е гг.
«Меіуро» с троила «двойки», например 500-кубовый «К1», копию «BSA А7». Но сбыт падал, и после стачки 1960 г. се поглотила фирма «Кавасаки».
Китайская фирма «МИГ» в последние годы строила все больше и больше машин по старым японским моделям. В основном это были мопеды, мотороллеры и почтовые мотоциклы, но
■ ВВЕРХУ. Родстер «0/100» типичен для многих малых мотоциклов, выпускаемых китайской фирмой «МИГ» в последние годы. |
выпускались и «четверки» по образцу «Хонды СВ500» 70-х гг.
Этот первый в Испании большой завод мотоциклов основали в 1944 г. Франциско Булто (ушедший затем, ч тобы образовать «Бултако») и Педро ■ СЛЕВА.
640-кубовый двигатель «Мегола» 1922 г. имел пять цилиндров звездой внутри переднего колеса.
Ш ВНИЗУ.
Хотя гонщик сидел ногами вперед, эта 14-сильная (10,3 кВт) гоночная «Мегола■ в 1922 г. выиграла чемпионат Германии.
Перманье. В числе первых мотоциклов были удачные двухтактные машины для шоссейных гонок и родстеры «Импала». Позже фирма выиграла чемпионат мира 1980 г. по трайлу и выпустила модель «1Ъта» для гонок на дальние дистанции. Финансовые трудности привели фирму в 80-х гг. к объединению с «Хондой», двигатели которой использовались в новых моделях «Монтезы».
Фирма, основанная в 1902 г., выпускала широкий ассортимент мотоциклов, покупая для них двигатели от 150-кубовых двухтактных «Вильерсов» до 1000-кубовых «ЖАП». Типичный мотоцикл «Грсйхаунд» середины 30-х гг. с одноцилиндровым 500-кубовым двигателем «ЖАП развивал скорость до 120 км/ч. Он был хорошо сделан, но дорог, и после Второй мировой войны фирма не возобновила его производство.
■ ВВГРХУ. «Мондиаль», подобный этой 125-кубовой машине с одним цгттдром и двойным распределительным валом, выиграл хет-трик на мирово.» чемпионате 1949 г. |
Я ВВЕРХУ. Бывший чемпион Сесил Сзндфорд оживляет воспоминания на обтекаемом 125-кубовом «мусорном ведре» в классической гонке возле Монца. |
фирма «Мондиаль» не смогла продать столько родстеров, чтобы содержать гоночную команду, и оставила спорт. Две 250-кубовые машины купил Майк Хейлвуд, который выиграл на них много гонок в Англии. 1І 60-е гг. фирма «Мондиаль» отчасти успешно вернулась к гонкам, используя двухтактные двигатели. В 1992 г. название «Мондиаль» всплыло снова. Так назвал свою одноцилиндровую гоночную машину с двигателем «КТМ»
(560 см3) Пьер-Луиджи Бозелли, сын бывшего владельца фирмы.
МОТОЦИКЛЫ ОТ А до я
■ в САМОМ НИЗУ. «Фалъконе Спорт » середины 50-х гг., красный, с лежачим цилиндром, был очень популярен. |