Мотоциклы Энциклопедия

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

Уильям С. Харлей и его школьный товарищ Артур Дэвидсон n 1902 г. построили ^ОО-кубовый одііоцилиндровый двигатель, а годом позже вместе со старшими братьями Дэвидсона, Уолтером п Уильямом А., поставили его на велосипедную раму. Двигатель был надежен, но маломощен. Когда его форсировали, рама оказалась слишком слабой и была заменена более прочной структурой той же формы.

Еще два мотоцикла были построены в 1903 г. и другие три — п следующем году. К 1907 г. мотоциклы марки «Харлей-

«ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОП», модель «НЕ» (1913 г.)___________________________________

Двигатель

V2 с воздушным охлажден нем, впуск над выпуском, 2 клапана

Объем,

цилиндров

1000 см8

Мощность

7,3 кііт (10 л. с.)

Масса

150 кг

Макси чальная

скорость

96 км/ч

Дэвидсон» прославились своей надежностью, и их выпуск достиг 150 в год. В том же году фирма «Харлей-Дэвидсон» добыла деньги для расширения, создав корпорацию с участием 17 своих рабочих. Из сарайчика во дворе Дэвидсонов она переехала на другой конец города Милуоки (США), на авеню Джуно, где находится и сейчас.

Самые первые модели не имели фар и подвески. Но за несколько лет «Харлеи» получили вилку с ведущим звеном, карбидную фару и зажигание от магнето. Двигатель /19/1 с. м3 модели «5» (1909 г.) со впуском над выпуском давал около 3 кВт (4 л. с.) и скорость до 72 км/ч. У модели были велосипедные педали для начала движения и запуска двигателя, после чего кожаный приводной ремень натягивался ручным рычагом.

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

я СПРАВА.

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

«Харлей» поздно начал участвовать в гонках, но улучшенные и облегченные V2, такие, как эта модель, принесли успех после 1914 г.

Первый двигатель V2, построенный для модели «5Г)» в 1909 г., давал около 5,15 кВт (7 л. с.), но тяжело заводился и страдал от проскальзывания приводного ремня. Через два года двигатель V2 под углом 45° был модернизирован и получил новый

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

Я ВНИЗУ.

«Харлей» в 1913 г. выпустил новый одноцгишндровый двигатель 3,7 кВт, а годом позже ввел кик-стартер и барабанный задний тормоз.

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

зубчатый привод клапанов. Раму обновили и почти сразу же ввели цепную передачу и полностью плавающее седло. Нововведения дали большой эффект, и популярность двигателя V2 быстро выросла.

К 191?» г. двигатель модели «9Е» с объемом 1000 см3 давал около 7,8 кВт (10 л. с.) и скорость до 96 км/ ч.

Фирма «Харлей-Дэвидсон» сначала не участвовала в гонках, предпочитая увеличивать надежность машин, но в 1914 г. наконец создала собственную команду. Мотоцикл «Рекинг Крю» с мощным восьмиклапаппым двигателем V2 очень успешно соревновался с соперниками от фирм «Ипдиап», «Меркель» и «Эксцельсиор» как до, так и после І Іервой мировой войны.

Но объем производства, возросший в 1919 г. до 22 000 мотоциклов и 16 000 колясок, через два года упал вдвое, в основном из-за роста выпуска автомобилей «Форд» модели «Т», разорившего большинство мотоциклетных фирм США.

■ ДАЛЬШЕ СЛЕВА.

На эпюй официальной фотографии 1910 г.— основатели фирмы: Уильям, УЬлтер и Артур Дэвидсоны и Уильям Харлей.

■ СЛЕВА.

История «Харлеев» началась в этом сарайчиш за домом Дэвидсонов в Милуоки.


встрече в Дайтона-Бич (США).

■ ВНИЗУ.

Жесткая корма этого « WL451949 г. отразилась на стиле многих современных Харлеев».

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН»

■ ККЬ. РХУ.

Двигатель V2 серии «К» (1952 г.). Отличался унитарной конструкцией и четырехскоростной коробкой передач.

U «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН WL45 »

«Харлей» шире известен большими V2, но меньшие (750 см3) « 15» тоже сыграли пажі то роль и истории фирмы. Первая модель « 15», базовая машина с полностью открытой системой смазки, была выпущена в 1928 г. Через девять 1ст ее переоформили

ХАРЛЕЙ WI.45- (1949 г.)________________

Двигатель с воздушным охлаждением, V2 под утлом 45°,

бокти. н* кл;іп;ііп, і

Объем

цилиндров 742 см'4 (70 X <17 мм) Мощность 18,4 кВі (25 л. г.).

66,7 Гц (4000 об/мин) Масса 210 кг (сухая)

Мак сим алъ ная скорость 120 км/ч

и переработали для создания серии «W». Простая и прочная, хотя и пе особенно быстрая даже в свое время, эта модель позволила фирме пережить депрессию 30-х гг. «WLA» оказалась также удачным военным мотоциклом, и около 80 000 таких машин было использовано во Второй мировой войне.

После войны многие бывшие поенные мотоциклы переделали для мирных нужд, что повысило популярность марки по псем мире. Завод в Милуоки снова стал выпускать серию «W» в разных вариантах, включая гоночный «WR». У спортивного варианта «VVL» была немного увеличенная степень сжатия, что повысило мощность до 18,4 кВт (25 л. с.). Трехскоростная коробка передач управлялась ручным рычагом, сцепление — педалью. В 1949 г. «Харлей» ппел спою демі іфирующую систему «Гирдравлик» для подпружиненной

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

■ СПРАВА.

Форма боковых крышек двигателя этого «Памхеда»

1946 г. аы tty ска ясно показывает, почему его прозвали «Башка под коленкой».

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

Я ВВЕРХУ.

Военные «Харлеи» «WLA» и «WLC», выпускавшиеся для армии Канады, доказеиги спою прочность и надежноїть.

Я ВВЕРХУ.

Трехколесный «Сервикар" 1931 г., выпускавшийся для нужд торговли, долго пользовался успехом.

передней вилки «WL» вместо прежнего простого фрикционного демпфера. Седло было пружинным, задняя подвеска отсутствовала.

Тем ис мепес ездить па этом мотоцикле было довольно удобно, управлять им несложно, и при турах «\Ъ» уст ойчиво и надежно шел со скоростью до 96 км/ч.

В 1952 г. его сменила модель «К» с унитарной констру кцией

двигателя и четырехскоростной коробкой передач с ножным переключением. Трехколесный «Сервикар» с надежным 742-кубовым двигателем выпускали до 1974 г.

В 1936 г., когда СЛИЛ еще страдали от последствий кризиса, фирма «Харлей» смело ппела модель «61Е». Достоинствами нового мотоцикла с. двигателем V2, 1000 см* были клапаны, расположенные над головкой, и циркуляционная система смазки «61Е» был красив и имел большой успех. 1 Із-за круглых боковых крышек двигателя его прозвали «Наклхед» — «Нитка под коленкой. Он обеспечил фирме техническое превосходство над соперником «Индианом» и стал прародителем всех современных «Харлеев».

«Харлей-Дэвидсон»

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

■ СЛЕВА.

Объем цилиндров (883 см*) первонача. шюго двигателя «XLCH» сохраншгся и у меньшей из двух нынешних моделей «Спортсмена», и ВНИЗУ.

Стремительный, громкий, мощный и достаточно легкий, «Спортсмен» вполне заслуживая свое название в 1959 г.

«ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XLCH СПОГТСМКН.> (1962 Г.)____________________

Двигатель с воздушным охлаждением,

V2 под углом 45°,

4 клапана с толкателями

Объем

г^илиндров 883 см3 (76,2 X 96.8 мм)

Мощность 40,Г) кВт (55 л. с.),

____________ 83,3_Гц (5000 об/мин) _

Масгп_______ 220 кг_____________________

Максимальная скорость 177 км/ч

■ «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XLCH СПОРТСМЕН»

В начале 60-х гг., па пике своей славы, «XLCII Спортсмен» был одним из самых быстрых дорожных мотоциклов. При максимальной скорости свыше 160 км/ч он разгонялся с места примерно за 14 секунд на прямой н был достойным соперником английской 650-кубовой «двойки». Так было тогда. В последующие десятилетия название сохранилось, по спортивные модели стали просто самыми малыми машинами в ряду дорожных, потому что далеко отстали от гоночных.

«Спортсмен» был выпущен в 1957 г., его двигатель V2 имел верхние клапаны. Объем его

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

і

і

I

I

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

■ СЛККА.

К1991 г. объем цилиндров «Спортсмена возрос до 1200 см3, но его характеристики в целом изменгыись мало.

Я ВНИЗУ.

Фирма «Харлей» попыталась создать подлипни спортивный мотоцикл, выпустив в 1977 г.

«XLCR ■>, однако успех оказался невелик.

нынешний «XLH» їа посредственную подвеску и тормоза, по он все еще хорош. «XLH» сочетает очарование прежних лет е пятискоростпой коробкой передач, ременным приводом заднего колеса и надежностью, неслыханной в 1957 г. Его название уже не отвечает действительности, но «Спортсмен», видимо, просуществует еще немало лет.

Одним из самых выделяющихся мотоциклов фирмы «Харлей» был стремительный черный «Кафе Расер XLCR», появившийся в 1977 г. Он имел двигатель «Спортсмена» (1000 см4) в раме, переработанной из рамы гоночного «XR750», обтекатель «бикини», двойные передние диски, матово-черные выхлопные трубы и одиночное седло. «XLCR был красив, с хорошими — по стандартам «Харлея» — характеристиками, но не привлек ни любителей, ни профессиональных гонщиков. Его мало покупали, и модель быс тро сошла. По иронии судьбы в последующие годы па нее появился довольно высокий спрос.

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

цилиндров (883 см3) был тот же, что и у предшественника «КН», по диаметр больше, а ход короче, что увеличивало число оборотов. Первая модель «XL» включала в себя большой бензобак и щитки, но годом позже «Харлей» выпустил «XLCH» с улучшенным двигателем, маленькой фарой, уменьшенным бензобаком, опущенными ручками руля и шумными выхлопными трубами — в классическом спортивном стиле.

Внешний вид и характеристики «Спортсмена» с годами очень мало менялись. Объем цилиндров увеличили до 1 ООО, затем до 1200 см:ч, а в 1986 г. вернули его к 883 см3, но уже в улучшенном двигателе. Владельцы больших двухцилиндровых «Харлеев» часто высмеивают и критикуют

і


«Харлей-Дэвидсон»

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

■ «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН ЭЛЕКТРА ГЛАЙД»

«Электра Глайд» — большой простой традиционный мотоцикл, пос троенный американцами для американцев, желающих путешествовать через вело свою огромную страну. Очень удобный, с пизтеооборотпым двигателем Y2, «Электра Глайд» превратился в гремящий, катящийся па двух колесах символ свободы. І Іравда. с годами отт вызвал некоторые нарекания ь отношении надежности, управляемости п торможения.

«Электра Глайд» появился в 1965 г., когда у «Харлея» к 1200-кубовому двигателю V2, пос тоянно улучшавшемуся с 1947 г., добавился электрический стартер. Его имя стало очередной кличкой: на «Гидра-I лайде» 1949 г. была гидравлическая передняя подвеска, а на «ДуоТлайде» 1957 г. — еще и задняя подвеска. «Электра ■ СЛЕВА Фирма «Харлей» ввела впрыск горючего в увенчавшем серию мотоцикле «Ультра Классик Электра Глайд» 1995 г.

Я ВНИЗУ.

«Глайд» 1978 г. имеет классические особенности, в том числе большие крылья, толстые шины и много хромированных деталей.

Глайд» с высокими ручками руля, большим бензобаком и крыльями, подножками, одиночным седлом и толстыми белобокими шинами на колесах с проволочными спицами

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

■ СЛЕВА.

«Гидра-Глайд» (1949 г.) получи.* свое шивши* от новых ги драв, і ических передних вилок.

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

■ ВВЕРХУ.

Руководитель дизайна Уилли Дж. Дэвидсон, внук Уильяма А., сыграл большую роль в иыпеитих успехах «Харлея».

Я ВНИЗУ.

«Хершпэйдж Софтаіи Ноапэлжи» суммирует подход «Харлея» к дизайну.

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН ЭЛЕКТРА ГЛАЙД» (1965 г.)

Двигатель

V2 под углом 15% с воздушным охлажденном 1 клапана с толкателями

Объем

цилиндров

1198 см* (87,1 х 100,0 мм)

Мощ но! тъ

44,2 кВт (60 л. с.),

66,7 Гц (4000 об/мин)

Масса

350 кг

Ма к с им ал ь н ап

скорость

152 км/ч

выглядел элегантно. Несмотря на заметную вибрацию двигателя, скверную подлеску и тормоза, а также большую массу (350 кг), мотоцикл приняли хорошо.

Всего через год, в 1066 г., фирма «Харлей» изменила форму головок двигателя с «ковша» на «лопат)'», что немного увеличило его надежность. С годами добавились обтекатель и жес ткий багажник, объем цилиндров в 1978 г. увеличился до 1840 см3, и двигатель для ослабления вибрации был поставлен па резиновые прокладки.

Самый большой переворо т в истории фирмы «Харлей - Дэвидсон» произошел в 1981 г., когда ее руководство, возглавляемое Воном Билсом, выкупило фирму у головной компании «АМФ», под контролем которой в 70-е гг. «Харлей» терял качество и сбыт. «Электра Глайд» — одна из первых моделей, использовавших преимущества улучшенного литого двигателя «Эволюция». Его ввела

возрожденная фирма «Харлей * в 1981 г., и с этого времени начались ее новые успехи.

В 1995 г. в «Ультра Классик Электра Глайд» применили систем)1' впрыск, і горючего. Эту систему разработали, чтобы заслуженным двигатель V2 с воздушным охлаждением и толкателями смог достойно войти в XXI век.

«Электра Глайд» мог бы стать самым прославленным «Харлеем», но модель «Софтайл, выпущенная в 1984 г., была, может быть, самой знаменательной. Как и новый двигатель «Эволюция, «Софтайл» отличался от других машин опрятным видом, и его задняя подвеска, прячась под двигателем, создавала впечатление прочности кормы мотоцикла.

«Софтайл» ознаменовал устойчивость традиций «Харлея», так хорошо ( луживших фирме много лет. Его следующей ярком модификацией был появившийся в 1993 г. «Херитэйдж Софтайл Ностэлжи», двухцветный, с белобокими шинами и бычьей кожей на седле и сумках багажника.

Харлей-Дэвидсон

»

«

■ книзу.

Двигатель «Харлея XR750» отличался от других большими ребрами для осаждения, особо прочными гильзами и веном редуктора па правом боку.

■ В САМОМ НИЗУ.

Устремленпы й вперед вид < XR» частично нарушен массивным глушителем с левой стороны.

Я «ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XR750»

)го один из мотоциклов, побеждавших в США на трековых гонках начала 70-х гг. «XR750», і ремящий V2, завоевывал бесчисленные победы, хотя

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН XR750» (1978 г.)

Двигатель

V2 под углом 15“

с iin. i.'iyiiiHMM <>х;і;іждиііирч

4 клапана с толкателями

Объем

ци шндран

750 гм'4 (79 х 76 мм)

Мощи ость

70 кВт (95 л. с.),

133,3 Гп (8000 об/мим)

Alaiса

145 кг (сухой)

Максимальная

скорость

209 км/ч

сохранял почти тот же внешний вид и конструкцию. Модифицированный двигатель «Спортсмена» был поставлен на шасси устаревшего гоночного «KR». Сначала мотоцикл получился маломощным, ітепадежпым и неудачным. Но в 1972 г. двигатель «XR» из литой стали заменили алюминиевым, и гонщик Марк Брелсфорд завоевал первый из многих своих титулов.

С тех пор «Харлей» не всегда стоял на вершине пьедестала. «Ямаха» с Кенни Робер тсом побеждала в 1973 и 1974 гг., а в середине 80-х «Хонда» четырежды становилась чемпионом с «RS750», в основе которого лежал двигатель V2 от «СХ500», повернутый на 90°. IIo «XR750» задавал общий тон

в чемпионатах с такими гонщиками, как Джей Спрингстин, выигрывавший три раза подряд в 1976 1978 гг., и Рэнди Iocc, дважды чемпион в начале 80-х гг. Успешнее всех был Скотт Паркер, в 1994 г. в пятый раз ставший чемпионом

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

■ СЛЕВА.

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

Родни Феррис, пригнувшись к рулю «Харлея XR750», разгоняется до 209 км/ч па соревнованиях Сакраментская миля.

Я ДАЛЬШЕ С Л КIIЛ КВЕРХУ.

Скотт Паркер и его «ХН» побеждали в последних сезонах.

Я ДАЛЬШЕ С Л ЕВ V ВНИЗУ.

Итал ья иски и гонщик Вальтер Вилла в середине 70-х гг. четырежды становился чемпионом мира в классах 250 и 350 см?.

Я ВНИЗУ.

Гоночный «VIООО открывает новое поколение «Харлгсн V2 с дюралевой рамой.


ХАРЛЕЙ-ДЭВИДСОН&#187;

США и установивший рекорд в 60 гонках — и все это на «ХК750».

Начиная с 1980 г. фирма «Харлей» не изготовляет «XR» целиком, а продает двигатели, которые затем встраивают в мотоциклы с узлами от других фирм, например рамами «Чемпион». Новый «XR750» развивает мощность свыше

73,6 кВт (100 л. с.) и скорость 209 км/ч. За более чем 30 лет стройный и устремленный вперед вид «XR» мало изменился внешне, несмотря на появление перевернутых вилок, литых колес, задних тормозов (ранние «XR» не имели их вообще) и огромных глушителей. Его стиль копировали многие дорожные машины, включая собственную модель «Харлея» 1983 г. «XR1000» и созданные на базе «XR» специальные мотоциклы фирм «Сторц Перформапс», лос-анджелесского дилера Бартельса и других.

«XR750» никогда не создавали как машину для дорожных гонок, это трековый мотоцикл, по иногда он побеждал и на шоссе. Здесь наибольших успехов добился гонщик Кэл Рэйборн в серии англо-американских гонок 1972 г. Он выиграл три гонки и установил два рекорда скорости на кругах, финишировал вместе с гонщиком английского «Триумфа» Рэем Пикрелом и доказал, что американцы могут быть лучшими в дорожных гонках.

Сейчас фирма «Харлей» выпускает для дорожных гонок совсем другую машину, «VR1000». Ее двигатель со впрыском горючего, водяным охлаждением, восемью клапанами, цилиндрами

V2 под углом 60° открыл для американской фирмы новую эру. Мотоцикл имеет раму из двойных дюралевых брусьев, а окраской не отличается от прежних «Харлеев». «VR» впервые выступал в Дайтоне в 199-1 г. с гонщиком Мигелем Дюамелем и годом позже отстал от других супермотоциклов, сопоставимых по мощности. Но «Харлей» не сдается.

■ ВНИЗУ.

Для уровня 20-х гг. двигатель «Гендерсона» с четырьмя цилиндрами в ряд был исключительно мощным и ровно работающим.

Я В САМОМ НИЗУ.

Модель KJ, известная как «Обтекаемый», была быстрой, изящной и, разумеется, дорогой.


Мотоциклы Энциклопедия

ЯМАХА

■ «ЯМАХА FZR1000» 14 первый ряд создателей сунер- мотоциклов фирму «Ямаха» вывел в 1987 г. четырехцилиндровый «FZR1000». Многие тогда считали ('го лучшим спортивным мотоциклом Японии. 989-кубовый двигатель с водяным охлаждением …

«Ямаха»

Я ВВЕРХУ СЛЕВА. Хорошая управляемость, резкое ускорение и приемлемая иена принесеш модній «YR5» успех. ■ «ЯМАХА YR5» (350 см3) Iopaicvcy Ямаха, начав с производства часов, в 1897 г. основал «Ниппон …

« ВЕЛОСЕТТА ВЕНОМ ФРУКСТОН»

Начиная с 30-х гг и до ликвидации її 1971 г. «Велосетта» была известна (воими большими четырех тактными мотоциклами с одним цилиндром, в основном с сине-золотой окраской и характерным глушителем «рыбий …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.