Дорожные гонки
Много лет гонки на Трофеї і Туриста (ТТ) на острове Мэн были самым большим событием среди мотоциклистов. Некоторые до сих пор считают, что легендарная горная грасса длиной 60,6 км — высшее испытание для гонщиков и машин. Сейчас и любительские гонки, и мировые чемпионаты проводят и основном на искусственных трассах. По чисто дорожные гонки сохраняются, например, в Ирландии, Ііельгии и Повои Зеландии.
История ТТ началась в 1907 г.
Іогда для гонок выбрали остров Мэн, гак как в самой Великобритании соревнования на общественных дорогах были запрещены. Название «Трофей Туриста» возникло потому, что у машин имелись тормоза, грязевые щитки и ящики для инструментов. В классе двухцилиндровых машин победил Рэм Фаулер, показав среднюю скорость ж его 58,2 км/ч на «Нортоне» с двигателем «Пежо». Он тормозил на спусках и не раз останавливался из-за прокола шип и обрыва приводных ремней.
■ СПРАВА.
Шарль Колье со своими братьями и отцом в 1907 г., когда он впервые выиграл ТТ в классе одноцилиндровых машин. Снова Колье победил три года спустя.
Я ВНИЗУ.
Майк Хешгвуд в 1965 г. потерпел аварию па своей «Агусте» в большой гонке па ТГ, по поднялся и победил с окровавленньїлі носом, разбитым обтекателем и болтающимися выхлопными трубами.
В начале 20-х гг. на изнурительных соревнованиях в пять и более кругов средняя скорость лучших гонщиков превысила 80 км/ч. В своем дебюте на ТТ в 1922 г. Стэнли Вудсу пришлось гасить свою одежд); загоревшуюся во время заправки, ремонтировать двигатель, падать и подниматься, и тем не менее он финишировал пятым. В 1923—1939 гг. Вудс побеждал десять раз. Скорости резко возросли к 1950 г. — тогда Джеф Дюк на «Нортоне» прошел на ну ги к своей первой победе круг со скоростью
150,19 км/ч. В 50-е гг. он побеждал шесть раз, но в 1957 г. Боб Мак-Иптайр превысил 160 км/ч на четырехцилиндровой «Джилере».
В 60-е гг. десять раз побеждал Джакомо Агостини, а Майк Хейлвуд одержал 14 побед. В 1967 г. он обогнал «Аго» в гонке, которую многие болельщики назвали величайшей гонкой на ТТ за все годы.
Самая главная победа пришла к Хейл вуду в 1978 г., когда он вернулся, чтобы выиграть Гран-при на «Дукати». К том) времени ТТ потерял свой статус мирового чемпионата, и такие
■ ВНИЗУ. Хейлвуд возвратился из отставки в 1978 г., чтобы выиграть на «Дукати» ГТ Формулы-1. |
Я СПРАВА. Победы Джо Данлопа на ТТ и в его родноіі Ирландии принесли ему титул короля дорог. |
л* |
■ внизу. Прелесть и опасность гонок на ТТ ярко проявгыись, когда шопыандеи Стив Хислоп превысгы разрешенную скорость на выезде из Джинджер-Холла. |
звезды, как Бэрри Шип и Кении Робертс, отказались рисковать в гонках между каменными стенами.
IIoTT продолжал выдвигать собственных героев в 90-е гг., когда Джо Данлоп, выигравший рекордную девятнадцатую гонку
в 1995 г., и Стив Хислоп превысили среднюю скорос ть в 193 км/ч. Дорожные гонки никогда не вернут себе прежний престиж, но будут продолжа ться па кольцевых трассах, включая 'ГГ, ирландский Нордвест-200 и бельгийский Чимай.