Колеса, шины и тормоза
Из-за присущей мотоциклу неустойчивости шины и тормоза для исто крайне важны. Мотоциклы должны наклоняться на поворотах, и особенно поэтому у шин, даже самых больших и мощных, отпечаток протектора значительно уже, чем у стандартных автомобильных. До 60-х гг. у большинства мотоциклов были трубчатые передние и задние шипы поперечной конструкции и примерно одинакового размера. Но современные спортивные машины иногда достигают па поворотах невероятных углов наклона — до 45° — и должны лучше сцепляться с дорожным покрытием.
Э то обеспечивается их цепкими,
111 ізкої ір< >филы іьіми беструбч аты ти радиальными шинами. Задняя шина значительно шире передней, чтобы мотоцикл мог справиться с большими ускорениями. Мягкие составные задние шипы современных супермотоциклов часто изнашиваются быстрее, чем за 3000 км пробега.
Растущие специальные требования привели к исключительному
разнообразию типов шип, от узких и гладких гоночных, обеспечивающих малую поверхность сцепления на сухой дороге, но непригодных на мокрой, до шишкова тых, с тяжелым протектором для трехколесных машин и кроссовых мотоциклов. В промежутке оказываются спортивные шины с облегченным протектором (потому что изгибание протектора увеличивает нагрев и снижает КПД) и более тяжелые шины с рельефным рисунком про тектора для реіулярньїх поездок и путешествий. Двухцелевые шипы, разработанные для ралли, пригодны в основном для езды по шоссе, но ограниченно годятся и для передвижения по глубокой грязи. Шипы для гонок на сухом шоссе, с блокирующим рисунком протектора и сверхмягкой прокчадкой, на сухом треке могут изнашиваться буквально за несколько минут.
Развитие мотоциклетных колес шло от использования проволочных спиц до литых конструкций, которые внедрялись постепенно в 70-е и 80-е гг. Литые колеса, в основном из алюминия, но иногда
■ СЛЕВА. Здесь только часть огромного набора колес и шин, необходимого команде гонщиков на 500-кубовой - Ямахе» для каждой гонки. |
■ В ИИ ЗУ.
В 60-е гг. считаюсь хорошим сочетание вилок «Родхолдер», переднего колеса с проволочными типами и тормозов с двумя колодками в мотоцикле «Манке Нортон».
Я ВНИЗУ.
Передний дисковый тормоз с одноцшіиндровьілі суппортом был очень прогрессивным в 1969 г., когда фирма «Хонда» применила его в мотоцикле «СВ750».
я книзу.
Этот гоночный «Сузуки RJV.500>' снабжен особыми вилками. Огромные то}тозные диски из углеродного волокна захватываются четырех - игиптдровыми суппортами.
Я ВНИЗУ.
Корма мопюцикга «Дукати 916» имеет односторонний качающийся рычаг и сверхширокую,
190<еки ионную шину для максимального сиенления с дорогой.
Я ВНИЗУ.
Дорожный мотоцикл «БМВ 1000GS» с одним амортизатором и системой стержней, устраняющей воздействие двигателя с карданным валом на управляемость.
из более легкого магния, в целом прочнее и пригодны для современных беструбчатых шип. Одттако п некоторых современных мотоциклах, в основном в стиле ретро, еще применяются проволочные колеса. Стандарт диаметра передних и задних колес для спортивных мотоциклов — 17 дюймов. Одно из немногих исключений — «Хонда GBR900RR» с 16-дюймовым передним колесом. В начале 80-х гг. такие передние колеса были предпочтительнее как во многих шоссейных мотоциклах, так и в разработанных для гонок на Гран-при
До недавнего времени у мотоциклистов в основном были колодочные тормоза.
В некоторых малых моделях они есть и сейчас. Такой тормоз состоит из пары полукруглых колодок, которые установлены внутри тормозного барабана и при торможении расходятся в стороны. Некоторые барабаны, даже примененные в превосходном в других отношениях «Брэф Супериоре», очень плохи и при резком торможении склонны к перегреву и истиранию. Другие, например большой вентилируемый четырехколодочный «Граймкас», который применялся в 60-е гг. п специальных и гоночных мотоциклах, были очень эффективны, хотя и нуждались в частой регулировке.
Дисковые тормоза с тали завоевывать мир мотоциклов в начале 70-х гг. с модели «Хонда СВ750».. Простая система состоит из стального одиночного диска, о который трутся парные прокладки гидра вл и че<: ког< > су і т і юрта. Дисковым ■ КНИЗУ.
На стеллаже фирмы «Мишлен» лежат шины для шоссейных гонок (слева направо): две гладкие передние, одна более широкая гладкая задняя, более релг>ефные задняя и передняя для мокрой и одна облегченная передняя для переменнсгіі погоды, а также две большие гладкие передние.
тормозам не требуется регулировка против истирания, и они лучше справляются с нагреванием при торможении, но ранние* конструкции в мокрую погоду работали очень плохо.
У современных супермотоциклов — двойные диски на переднем колесе и еще один на заднем, а каждый тормозной суппорт состоит из четырех или даже шести отдельных поршней для эффективной и уверенной работы.
В некоторых мотоциклах, в том числе в нескольких «Мото Гутщи» и «Хонда CBR1000F», используется гидравлика, связывающая передний и задний тормоза.
Отдельные производители разработали эффективные аптиблокировочпые системы, но из-за сложности и дороговизны их применение ограничилось мотоциклами «БМВ» и спортивно-туристическими —
«Хонда ST1100» и «Ямаха GTS 1000».