ВПУСК СЖАТИЕ СГОРАНИЕ ВЫПУСК
2. СЖАТИЕ Впускной клапан закрывается, и поршень идет вверх, сжимая смесь. |
4. ВЫПУСК Когда поршень снова идет пперх, выпускной клапан открмпаетгя, позволяя отработавшим газам покинуть цилиндр. |
Двигатель назван четырехтактным потому, что у него четыре основные операции: впуск, сжатие, сгорание н выпуск. Такой рабочий цикл, названный по имени его изобретателя циклом Отто, был принят для большинства мотоциклов XX в. Клапаны, конструкции механизмов и используемые материалы
ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ цикл 1. ВПУСК Когда поршень опускается, впускной клапан открывает горючей смеси бензина с полдухом пход п цилиндр. |
3. СГОРАНИЕ (РДВОЧИЙ ХОД) Чуть раньше, чем поршень дойдет до конца своего хода (верхней мертвой точки), запальная свеча поджигает сжатую смесь, и поршень получает толчок вниз. |
■ СПРАВА.
Эта головка четырехцилиндрового 16-клапаиного блока «БМВ К1» разобрана, чтобы показать пару ее распределительных валов и клапаны, их пружины и поршеньки, управляемые кулачками
распределительного вала.
значительно изменялись, так как мощность ранних двигателей была всего несколько лошадиных сил. Но рабочий цикл оставался неизменным.
Четырехтактные, двигатели дорожных мотоциклов сейчас работают надежно, с часто той вращения 250 1ц. Мощность лучших японских 600-кубовых двигателей выше, чем у большинства автомобилей.
А использовать самые большие* мотоциклы мощностью 103 кВт (140 л. с.) во многих странах вообще запрещено.
■ ТИПЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Самые ранние и простые четырехтактные двигатели с одним цилиндром преобладали в 50-е гг. и все еще встречаются в мотоциклах всех видов, от мопедов до гоночных.
Несмотря на усовершенствование балансирующих ус тройств, практический предел объема их цилиндров около 650 см3. В 60-е гг. начали переходить па двигатели с двумя параллельными
■ СПРАВА.
На этом разрезе «Хонды CRR600F» видно, как воздух из трубы над передним колесом попадает в воздушную камеру, за? пем через воздушный фіиьтр и карбюраторы в двигатель и, наконец, через выхлопную систему наружу. Видно также поперечное сечение стержня стальной рамы у голотси рулевого управления.
цилиндрами, оба поршня которых моїут подниматься либо одновременно, либо со сдвигом на 180°. Классические двигатели «БМВ» с двумя параллельными цилиндрами, «боксеры», работают спокойнее и идеальны для охлаждения, но не для дорожного просвета. Двигатели V2 различаются углами между цилиндрами и могут располагаться либо продольно, как 45-градусный «Харлей» и 90-градусный «Дукати», либо поперечно, как «Мото іуцци».
Трехцилиндровые дв игател и устанавливаются либо поперек рамы («Триумф» и «Лаверда»), либо вдоль оси мотоцикла («БМВ К75»). То же и с рядными четыргхцилимдровыми двигателями. В «БМВ К» они стоят продольно, как в старом «Тепдсрсоп - Ипдиапе», но цилиндры горизонтальны, а не вертикальны. Сейчас во многих мотоциклах используют наклонный японский вариант, введенный в 1969 г. в «Хонде СВ750».
«Четверки» фирмы «Хонда» бывают V-образными (у «VFR750») и рядными (у более раннего «Іолд Винга»). Легендарная «квадратная четверка» фирмы «Ариэль» названа так по необычной конструкции двигателя.
1 Хятицилиндровые мотоциклы редки. Самой оригинальной была «Мегола» (1922 г.) с пятью цилиндрами
■ СПРАВА. Различные решения конструкции поршней для сближения с клапанами четырехинлнндрового двигателя видны на поршнях машин (по часовой стрелке от верхнего левого): ‘ Мото Гуиии» и «Харлей - Дэвидсона» — оба с двумя клапанами на цилиндр, четырехклапанного «Сузуки GSX-R« и пятиклапанной «Ямахи FZ750». |
объемом 640 см3, расположенными радиально внутри переднего колеса. Современный 1500-кубовый «Іолд Винг» — рядная «шес терка» с водяным охлаждением. Модели «Хонда СВХ1000», «Кавасаки Z1300» и «Бенелли 750» 1970 г. также использовали «шестерки».
Итальянская фирма «Лаверда» применила двигатель V6 в 1978 г., а другая итальянская фирма — «Морбиделли» — выпустила редкостный 850-кубовый двигатель V8 для спорти В11 о-туристического мотоцикла. В мотоциклах «Босс Хосе > использовали мощный автомобильный двигатель V-8 «Чеви».
Анатомия мотоцикла