Новая эра
■ СЛЕВА. «750 Суперспорт» фирмы «Дукати» (слева) и его преемник «900SS», оба откровенно гоночные, были одними из самых лучших и быстрых италыаижих мотоциклов середины 70-х гг. |
« |
Когда фирма «Хонда» в 1969 г. выпустила «СВ750», это была не просто японская машина с четырьмя цилиндрами, верхним распределительным валом и максимальной скоростью 193 км/ч. Это было начало нового поколения мотоциклов. Столь же важным стал перечень новинок модели «Хонда», включающий электрический стартер и передний дисковый тормоз. По иронии судьбы выпущенный в том же году 750-кубовый трехі ;ил и 11дровый «Трайдент Т150» фирмы «Триумф» был і ючти так же хорош в управлении и чуточку быстрее. По его двигатель с толкателями, кик-стартер и барабанные тормоза плюс сомнительная надежность п потребность в частом техобслуживании возвращали «Триумф» к машинам прежней эры.
Япония указала путь вперед, и 70-е гг. принадлежали уже не только «Хонде», по и «Кавасаки», «Сузуки» и «Ямахе». Фирма «Кавасаки» в 1973 г. снова повысила плаї псу, выпустив 900-кубовый «/1». Эта модель имела мощный
■ СЛЕВА. Совершенный четырехцилиндроаый мотоцикл «Хонда СВ750» произвел сенсацию на выставках в Токио в 1968 г. (Япония), а вскоре и в Брайтоне (Англия). |
■ ВНИЗУ. Модель «Сузуки GS1000» 1978 г. доказала, что японские производители научились дергать рамы, достаточно прочные для мощных двигателей. |
■ ВВЕРХУ. В 70-е гг., когда «Бонневгыь» фирмы «Триумф» (слева) встретился с «XS650» фирмы «Ямаха», английское господство на рынке мотоциклов продолжа ю разрушаться. |
■ ВНИЗУ СЛЕВА. Стремление японских фирм строить крупные
и мощные супермотоциклы увенчалось в 1979 г. созданием массивного шестицияиндрового «Кавасаки ZI3Q0».
■ ВНИЗУ СПРАВА.
Два контрастирующих типа супермотоииклов 70-х гг.: «Іуі^ци 850Ле Мане Мк. 1» с V-образным двухцилиндровым двигателем (слева)
и 900-кубовый четырехцгииндровый «Кавасаки Z1».
двигатель с двумя распределительными валами, максимальную скорость 209 км/ч и несокрушимую надежность. Этот мотоцикл прозвали королем, и его потомки господствовали среди супермотоциклов более десяти лет.
Однако не только японцы шли своим собственным путем. Английская промышленность отс тавала, но Италия, в частности, могла сказать многое.
Фирмы «Дукати» и «Мото Іуцци», каждая со своим V-образным двигателем, и «Лаверда» с мощным 1000-кубовым трехцилиндровым двигателем, а также «Джота» — все в середине 70-х гг. производили незабываемые супермотоциклы. Самым большим преимуществом итальянских машин была хорошая управляемость, японские же фирмы уделяли рамам меньше внимания, чем двигателям. До тех пор, пока в 1978 г. не появилась модель «Сузуки GS1000», управлять японскими супермотоциклами было трудно, особенно в мокрую ПОГОД)7.
Установка японских производителей на лозунг: «Больше — значит лучше» — достигла пика в 1979 г., когда фирма «Кавасаки» выпустила шестицилиндровый тяжелый «Z1300».
Но у них были и прекрасные малые машины, в том числе двухтактные двухцилиндровые мотоциклы серии RD фирмы «Ямаха» для длинных дистанций. Американские нормы для выхлопных газов запрещали выпускать зловонные двухтактные машины. В течение 80-х гг. эти нормы распространились повсемес тно. В э го десятилетие японские «четверки» с воздушным охлаждением господствовали на рынке тяжелых и средних мотоциклов и даже получили общее название: «UJM» («Универсальные японские мотоциклы»). Однако было много и интересных новшеств — например, выдающиеся модели с турбонаддувом, от которых прежде все отказались, а теперь прозвали «большими четверками».
Я СЛЕВА.
МИР мотоциклов |
V-обраяные двухиили ідроиьій «Дукати 916» и четырещилимдровый «Хонда» с объемом шииндроп750 см3, супермопюциклы середины 1990-х гг., представляющие традиционные форматы обеих фирм.
■ СЛЕВА ВНИЗУ.
«ZZ-R1100» (в США — «ZX-11») фирмы «Кавасаки» пять лет посіїе его выпуска в 1990 г. бьи самым быстрым в мире мотоциклом.
Более успешные разработки 80-х гг. включали в себя растущее внимание к обтекателям (и багажникам для туристических машин), рамам (задняя подвеска с одним демпфером) и радиальным шинам. После успеха сверхлегкого «Сузуки GSX-R750» в 1985 г. в конструкциях рам стали чаще применять дюралюминий.
■ ВНИЗУ. в 90-е гг. среди гоночных машин были популярны открытые мощные мотоциклы-ретро. Модель *<Ямаха X/R1200» бьна, видимо, высшим достижением японских компаний. |
К 1990 г. почти все японские фирмы перешли на водяное охлаждение двигателей. У нового «Кавасаки ZZ-R1100» были 1 б-клапаппый двигатель мощностью более 103 кВт (140 л. с.), сдвоенная дюралевая рама, максимальная скорость 281 км/ч, а также качества управляемости, «удержания дороги» и торможения, десятью годами раньше казавшиеся невероятными. Разработки самых
■ СПРАВА.
■ ВНИЗУ СПРАВА. Внедорожные машины, например большой «R1100GS» фирмы БМВ» стали очень популярны. Хотя большинство мотоциклистов по- прежнему традиционно ездят на них в основном по улицам, эти мотоциклы бла одаря успехам техники могут преодолевать и самые трудные трассы. |
Самыми пощ'.іярішми мотоциклами недавних лет были японские «четверки» с объемом цилиндров двигат&іей 600 см3. Здесь показаны соперники 1990 г. (слева направо): «Ямаха FZR600», «Хонда CBR600» и «Кавасаки ZZ-R600>•.
лучших мотоциклов потрясали меньше, чем прежде, но выдающиеся машины продолжали появляться. Модель «Хонда CBR900RR» 1992 г. сочетала в себе мощность супермотоцикла с легким весом.
моделей, например «Тези» фирмы «Бимота» и «Ямаха GTS1000» (обе с нетелесконической передней подвеской), а также «Хонда NR750» с овальными поршнями, продавали немного. К середине 90-х гг. па международном рынке мотоциклов соотношение сил снова начало меняться. Японские фирмы стали страдать от укрепления |
«Кавасаки ZX-6R» в 1995 г. бросил вызов долго продержавшемуся чемпиону в среднем классе — «Хонда CBR600F», показав скорость 257 км/ч.
Но не все мотоциклисты стремились только к скорости. Поэтому японцы выпускали почти всю гамму машин
■ ВНИЗУ. Этот «Харлей-Дэвидсон», купленный звездой рока Полом Янгом и сфотографированный па Кингс-Род в Лондоне, и выглядит шикарно, и наглядно показывает, что американские машины не отстают в имидже от японских. |
от мощной туристической «Хонды Золотое крыло» (созданной на основе четырехцилипдровой «четверки» с объемом цилиндров 1000 см9’в 1976 г., а теперь ставшей 1500-кубовой «шестеркой») до мотороллера, а между ними — спортивно-туристские, внедорожные и прогулочные машины. Поскольку мотоциклы все больше использовали для отдыха, а средний возраст мотоциклистов во многих странах достиг 30 лет, стал расти спрос на машины-ретро, привлекательные своей простотой и традиционностью.
Кроме того, многих мотоциклистов больше интересовали, видимо, не новинки техники, а приемлемые цены. Довольно успешно вводились анти- блокировочные тормоза, особенно у «БМВ». А дорогих туристических
курса иены, вызвавшего удорожание их машин в большинстве стран. И хотя техника японских фирм была сильнее чем когда-либо, новые идеи во многих м()деля х (ггсутствовали.
В противоположность этому американская фирма «Харлей» и многие фирмы Европы, преуспевшие в состязании с: японским качеством, получили огромные преимущества. V-образные дорожные «двойки» фирмы «Харлей» в стиле ретро, совершенные, по все еще традиционные «двойки» фирмы «БМВ», возродившиеся «тройки» фирмы «Триумф» и спортивные V-образные «двойки» фирмы «Дукати» привлекали па рынке все больше внимания.
■ ВНИЗУ.
Один из возможных прообразов будущего — «Хонда ЕХР-2 », двухтактный, экологически чистый дорожный мотоцикл с полным сгоранием топлива.
■ ВВЕРХУ. Мощностные характеристики этой - Хонды NSR250» можно момхя ппальпо нзмеї іять, вставляя в ще. аь на приборной доске различные карты с памятью, которые служат еще и ключами зажигания. |
Я СЛЕВА. Опытный мотоцикл «Морфо>■ фирмы «Ямаха* на выставке 1990 г. в Кельне. Нес в себе черты будущего, в том числе переднюю подвеску без вилки, введенную спустя два года в модели GTS1000». |