Оборудование заводов по переработке пластмасс
Коленчато-рычажный механизм смыкания
В большинстве случаев на современных машинах применяют коленчато-рычажные механизмы смыкания с гидроприводом, так как кинематика такого механизма обеспечивает быстрое движение плиты практически на всем пути смыкания формы с автоматическим снижением скорости в момент смыкания (рис. 7.22). Кроме того, эти механизмы обеспечивают большие усилия смыкания при небольших усилиях, действующих со стороны поршня гидроцилиндра смыкания, что позволяет существенно снизить максимальное давление, используемое в гидросистеме механизма смыкания.
■По конструктивным признакам различают одинарные (неуравновешенные) и сдвоенные (уравновешанные) коленчато - рычажные механизмы.
В 7 Б 5 4 Ъ Z 1 |
Рис. 7.22. Коленчацо-рычажные гидромеханические механизмы смыкания: А — одинарный; б — сдвоенный. Пояснения в тексте. |
Одинарный механизм смыкания (рис. 7.22, а) состоит из неподвижных траверс 7 и 16, соединенных стальными цилиндрическими колоннами 5, закрепленными гайками 6 и контргайками 8. Гидроцилиндр 11 вертикально укреплен на рычагах 10, один из которых шарнирно закреплен в стойке траверсы 7, а второй — в стойке подвижной плиты 2. При опускании поршня 13, закрепленного гайкой 12 на штоке 14, серьги 4 выпрямляются, совмещаясь с горизонтальной осью, соединяющей шарниры 3 и 9. Расстояние между шарнирами 3 и 9 устанавливается таким образом, чтобы при полностью сомкнутой форме оно было несколько меньше, чем суммарная длина обеих серег 4. Поэтому при выравнивании серег в линию колонны 5 растягиваются возникающим при выпрямлении серег распорным усилием. Это усилие и удерживает форму 1 в закрытом состоянии во время впрыска и охлаждения расплава. При ходе поршня вверх шток 14 тянет за собой серьги 4, и они занимают положение, показанное на рисунке пунктиром. При этом подвижная плита 2 отходит влево, и форма раскрывается. Недостатком одинарного коленчато-рычажного механизма является наличие нескомпенсированных боковых сил, нагружающих направляющие втулки 15 и колонны 4. Механизмы смыкания такого типа применяются на малых машинах (с объемом впрыска до 30 см3).
Сдвоенные коленчато-рычажные механизмы в настоящее время получили наиболее широкое распространение. Типичный сдвоенный механизм, применяемый на литьевых машинах фирмы «Демаг» (ФРГ) с усилием смыкания до 12 500 кН, представлен на рис. 7.22,6. Механизм состоит из неподвижной траверсы 1, на которой укреплен гидроцилиндр 18. Четыре колонны 10 соединяют" траверсу с неподвижной плитой 11. Подвижная плита 12 соединена со штоком 16 при помощи двух пятишарнирных механизмов, каждый из которых в свою очередь состоит из подвижной серьги 6, шарнирно закрепленной на стойке 7 подвижной плиты 12; качающегося рычага 5, шарнирно закрепленного на траверсе 1; и короткой серьги 4, соединяющей рычаг 5 с коромыслом 2, установленным на штоке 16. Для увеличения хода плиты при открытии длина передних серьг 6 несколько больше, чем длина рычагов 5. С этой же целью расстояние между шарнирами 3, расположенными на неподвижной траверсе, больше расстояния между шарнирами 8, установленными на подвижной плите. Боковые усилия в таком сдвоенном механизме полностью скомпенсированы. Для разгрузки колонн от веса подвижной плиты (с формой 9) на ней установлены салазки 13, опирающиеся на закрепленные на станине машины 17 направляющие 14. Выталкивание отлитых изделий из формы производится гидравлическим выталкивателем 15. Применение пятишарнирного коленчато-рычажного механизма позволяет обеспечить высокое усилие раскрытия формы, соизмеримое с усилием смыкания.
Несомненными достоинствами коленчато-рычажных гидравлических механизмов смыкания являются: быстрое перемещение подвижной плиты на холостом ходу; замедленное движение при смыкании и размыкании формы; возможность создания больших усилий смыкания при сравнительно малых диаметрах рабочих гидроцилиндров, потребляющих небольшое количество рабочей жидкости. Недостаток коленчато-рычажных механизмов — необходимость регулирования подвижной плиты в зависимости от высоты формы. С этой целью механизмы смыкания оснащают различными устройствами для перемещения неподвижной траверсы относительно колонн с тем, чтобы при выпрямлении звеньев механизма в линию форма оказывалась закрытой.
Максимальное усилие смыкания - развивается в тот момент, когда все т, ри шарнира оказываются на одной линии. Это положение соответствует полностью выдвинутому до упора поршню гидроцилиндра. Если из-за неточного регулирования коленча - то-рычажного механизма серьги проскакивают за положение «шарниры в линию», то пресс, как правило, открыть невозможно. Это особенно опасно, если такая ситуация возникла при максимальном усилии смыкания и максимальном давлении впрыска. Напомним, что усилие смыкания в таких механизмах создается за счет упругого растяжения колонн. Поэтому фактическое усилие смыкания с увеличением давления впрыска возрастает.
При неправильном регулировании коленчато-рычажного механизма может возникнуть так называемый «оверлок», при котором усилия гидроцилиндра оказывается недостаточно для открытия пресса. На практике в этом случае, чтобы отпереть машину, необходимо надеть на колонны ленточные нагреватели и прогреть их до такой температуры, при которой они удлинятся и разгрузят механизм смыкания. При этом, однако, можно только отпереть пресс, но не открывать форму до полного остывания колонн, так как нагретые колонны могут заклиниваться в направляющих втулках подвижной плиты.
Все механизмы смыкания должны оснащаться тремя независимыми системами аварийного останова: электрической, гидравлической и механической. Следует отметить, что любая система должна обеспечивать останов плит на любой стадии хода, независимо от других систем.
Электрическая система останова достаточно надежно обеспечивается установкой конечных выключателей на щитках ограждения. Таких выключателей устанавливают не менее двух, а схема их подключения обязана обеспечивать останов механизма смыкания даже в том случае, если один из них не qpaбoтaл. Механическая система должна блокировать подачу масла в рабочую полость гидроцилиндра, соединяя ее со сливом. Система гидравлической блокировки предназначена для блокирования подачи жидкости к гидроцилиндру механизма смыкания и одноврёменного переключения главного дистрибутора в положение «слив масла обратно в бак». Все три системы должны срабатывать при очень небольшом смещении ограждения.
Для надежности в системах блокировки не следует применять цружин. С этой же целью клапан гидравлической блокировки должен быть всегда прижат давлением масла к щиткам ограждения, с тем чтобы при их удалении немедленно происходило его срабатывание.
В некоторых машинах настройку конечных выключателей механизма выталкивания приходится выполнять при открытом ограждении, сдвинутом за переднюю плоскость подвижной плиты. И в этом случае конструкция блокировок должна исключать возможность работы при не полностью закрытом ограждении.