Юзабилити: как сделать сайт удобным
Ошибки незнания предметной области и их предотвращение
Данная разновидность ошибок на работу системы в принципе не влияет. Она влияет на корректность данных с точки зрения предметной области системы. Часто правильная последовательность действий, которую необходимо выполнить системе, бывает оставлена, что называется, на совесть пользователя. Таким Образом, система не контролирует четкое соответствие бизнес-процессу, а только предоставляет человеку необходимые сервисы по работе с информацией.
Представьте себе систему регистрации участников международного семинара. Сначала необходимо зарегистрировать заявку на участие, потом самого участника, потом аккредитовать его, поселить в гостинице, а через некоторое время выселить и отметить его убытие. В системе может быть не предусмотрен контроль соответствия объектов и операций над ними. Например, Может отсутствовать запрет на внесение отметки о выселении, если участник еще не прибыл. В таком случае нерадивый пользователь сможет разместить заявку на участие в гостинице, выдать талоны на питание автомобилю и выселить того, кто еще не приехал.
Ошибки незнания предметной области чаще всего встречаются в интранете, где пользователей едва ли не обязывают учиться работе с системой, либо это выгодно им самим.
Методами предотвращения подобных ошибок являются: обучение пользователей, наличие справочной информации и подсказки. Однако тут есть некоторые проблемы. Пользователи во Всемирной паутине не желают обучаться. Никто не будет записываться на авторизованные курсы Microsoft, чтобы уметь пользоваться услугами, предоставляемыми их сайтом. Постарайтесь проработать интерфейс таким образом, чтобы посетителям не приходилось тщательно изучать систему, прежде чем начать с ней работать.
Справку и помощь также мало кто читает, ведь куда проще обратиться к другому ресурсу, где все понятно и не надо будет напрягаться. Однако все же существует некоторый процент пользователей, которые могут обратиться к справке. Именно для них и предусмотрена эта система.
Подробная и понятная подсказка хороша лишь тогда, когда пользователь работает с системой В первый или во второй раз. Затем она будет только мешать, отвлекать и занимать место. Поверхностная и сумбурная подсказка запутывает и приносит больше вреда, чем пользы. Подсказки целесообразно использовать в том случае, если в системе каждый день меняется состав пользователей, подключается большое количество новых посетителей, которые не работают в ней постоянно.