Юзабилити: как сделать сайт удобным
Предсказуемость
Во всякой сфере деятельности человека существуют так называемые законы жанра. Если вы большой любитель детективов, то рано или поздно вы сможете предугадывать события. Когда речь идет о Web-сайтах, предсказуемость возможна при наличии некоторой технологии, по которой работает пользователь. Особенно легко предугадать необходимые действия, если они соответствуют аналогу, к которому пользователь привык в реальной жизни.
Конечно же, Web-сайты редко соответствуют примерам из жизни, однако стоит рассмотреть некоторые показательные примеры.
Представьте себе систему с интерфейсом, которая позволяет через компьютер управлять проявкой фотографий. Если с ней работает профессиональный фотограф, который знает весь технологический процесс изготовления снимков, то он безошибочно выберет последовательность действий, даже если вы расположите в произвольном порядке кнопки Закрепить, Проявить, Просушить, Погасить свет и т. д. Однако не стоит злоупотреблять этим. Если человек знает, что пельмени достают из холодильника и забрасывают в воду уже после того, как она закипела, не заставляйте его выкладывать их в пустую кастрюлю, а затем заливать кипятком из чайника.
Предсказуемость во многом обусловлена теми же факторами, что и другие свойства юзабилити. Например, скорость работы пользователя может быть повышена за счет использования стандартных шаблонов, которые увеличивают предсказуемость системы и укрощают принятие решения на следующем шаге. То же самое в некоторой мере относится и к четкой и ясной («прозрачной») навигационной модели.
Для повышения предсказуемости желательно использовать общепринятые понятия и термины (либо каким-то образом их расшифровывать), однозначные, стандартные или хотя бы часто используемые другими сайтами смысловые идеи пиктограмм, гиперссылки делать подчеркнутыми и стандартным для них цветом (синим или его оттенками), нельзя допускать сокращений (если это не Web-сайт для специалистов, которые обязаны знать, что такое ВВП, МВФ, НДС), невнятных формулировок и т. п.
Предсказуемость системы также значит, что пользователь может в любой момент сказать, где он находится, с каким объектом работает, что в данный момент делает система, какие действия можно предпринять далее.
Для построения предсказуемой системы можно рекомендовать такие приемы:
• навигационная пошаговая подсказка. Она применяется для - отображения текущего действия пользователя и указывает, на каком шаге находится пользователь, в каком разделе, что за действие сейчас должно быть совершено (Ввод адреса, Результаты поиска, Выберите файл);
• окно ожидания (waiting box). Может быть использовано для отображения того, что система занята обработкой данных. Это некоторое статическое или динамическое изображение (например, анимированный рисунок) с надписью Загрузка (Обработка,
•Ждите). Во-первых, такой прием покажет пользователю, что си - ! стема не «зависла» и обрабатывает информацию, во-вторых, время идет «быстрее» и десять секунд задержки покажутся пятью;
• индикатор шагов. Его часто используют в инсталляциях программ, где перечислены все шаги, которые необходимо сделать для вавершения действия (например, заказа в интерг нет-магазине), и выделен текущий шаг. При таком подходе пользователь уже знает, что ему предстоит сделать;
• указание местоположения пользователя; Используется в тех случаях, когда речь идет о некоторой информационной струк
туре (например, каталог ссылок). Это хорошее подспорье в работе. Представьте хотя бы человека, заблудившегося в лесу, который вдруг набрел на табличку с надписью «Вы — здесь!» и указателем на карте леса;
• всегда выдавать информацию об используемом (редактируемом) объекте системы (заказанной книге или сотруднике, телефон которого вы ищете).
Начиная работать над данной главой в Microsoft Word, я случайно нажал на пиктограмму отправки документа по e-mail вместо Сохранить. Внутри тексторого редактора появилась часть интерфейса MS Outlook.
Как вы думаете, сколько времени у меня заняло размышление над тем, как вернуть все в прежнее положение? Секунд десять на то, чтобы подумать, к чему приведет нажатие на крестик в правом верхнем углу окна. Однако при нажатии на крестик мне предложили закрыть прежний документ. Я хотел еще поработать, честно говоря. Следующие десять секунд я пытался затащить кусок Outlook-a в середину окна, чтобы он превратился в отдельную панель и я смог ее закрыть. Это тоже мне не удалось. Еще десять секунд мне понадобилось для joro, чтобы догадаться снова нажать на пиктограмму отправки документа по почте.
В итоге полминуты я потерял из-за того, что промахнулся по нужной пиктограмме и здорово отвлекся на решение появившейся проблемы. Можно ли такой интерфейс назвать предсказуемым? Повысилась ли скорость работы? С одной стороны, система выполнила все правильно и не могла знать, 4tq мне действительно сейчас нужно. С другой — ошибка не должна приводить к столь мучительным последствиям. В таких случаях интерфейс должен обеспечивать быстрый и легкий возврат к предыдущему состоянию.
Для тестирования предсказуемости можно применить достаточно простой, но эффективный прием: во время процесса тестирования надо спрашивать пользователя о том, что он собирается сейчас сделать, куда, по его мнению, он попадет и почему система должна поступить именно так.
7.7.3. Соответствие бизнес-процессу
Под бизнес-процессом понимается некоторая постоянная либо изменяющаяся в незначительной степени совокупность действий, представляющая собой завершенную технологическую цепочку.
Бизнес-процесс — это основа для проектирования программных систем, на него необходимо опираться на протяжении всего цикла разработки. Рассмотрим бизнес-процесс работы с электронным телефонным справочником. Мы не будем описывать всех возможных пользователей (как известно, есть разделение как минимум на рядовых пользователей и администраторов), а представим себе некоторого среднестатистического посетителя, который имеет право делать в справочнике все что угодно (удалять, добавлять и редактировать объекты, получать отчеты, системную информацию и т. п.). Во всех этих действиях должен отражаться исходный бизнес-процесс поиска справочной информации.
Необходимо понимать, что бизнес-процесс — это не результат. Это то, что существует и без всякого рода автоматизации и программирования. Это действия людей. Другое дело, чем они пользуются для осуществления своих действий. Если вы предлагаете некоторый инструмент в виде программного продукта, то вы не создаете новый бизнес-процесс, а автоматизируете существующий. Земля вертелась независимо от того, знал об этом Галилей или нет.
Вот так выглядит исходный бизнес-процесс, осуществляемый электронным телефонным справочником:
• пользователь обладает некоторыми знаниями об объекте, точные данные о котором он хочет получить (фамилия, номер телефона, адрес, наименование организации и т. д.);
• на основании этик знаний он получает один или несколько результатов запроса;
• полученные результаты необходимо каким-либо образом зафиксировать (запомнить или записать);
• при повторной необходимости пользователь должен снова получить данные, теперь уже из своих записей.
Как видим, в данном случае бизнес-процесс весьма прост. Это и есть самая суть, которая интуитивно понятна практически любому пользователю. Добавьте в нее функции «Поиск в один клик», «Заказ пиццы на дом» и «Проверить состояние счета в швейцарском банке», и пользователь будет мгновенно сбит с толку, потому что предложенный набор уже не соответствует бизнес-процессу поиска телефона в справочнике. Думаю, вывод вам понятен. Насколько бы сложной ни была ваша система, какой бы большой набор инструментов она ни предлагала пользователю, первое, о чем следует позаботиться — это о соответствии бизнес-процессу.