Юзабилити: как сделать сайт удобным
Поиск
Многие посетители даже и не подумают разбираться в навигации и том, как устроена информация на сложном и объемном сайте, если разработчики обеспечили их функцией Поиск. Нередко они обращаются к ней почти сразу же после появления на вашем сайте, потому что они привыкли к проблемам с навигацией и не желают зря возиться. С другой стороны, если модель навигации не совсем понятна и запутанна, то единственное, что может удержать посетителей на сайте, — это также функция Поиск. Особенно она актуальна на сайтах, содержащих большое количество информации.
Важность поискового аппарата поясню на примере. При помощи поисковых серверов я ищу статью об использовании во Всемирной паутине платформы «.NET». Когда я по одной из ссылок попадаю на страницу, где, по мнению поискового робота, содержится сочетание «Microsoft. NET in WWW», я вижу огромный список статей с аннотациями к ним. Найти нужную мне статью глазами среди такого изобилия информации просто невозможно. Тогда я использую поиск средствами браузера и моментально нахожу нужную строчку. Аналогичная ситуация и с поиском по сайту, осуществляемым с самой Web-страницы.
Как должна выглядеть форма поиска (рис. 6.23)?
Поиск по сайту в большинстве случаев осуществляется в несколько шагов и состоит из следующих элементов.
» search tips 1 Search: |
___________ □ |
inSun. com |
» |
Рис. 6.23. Форма поиска на сайте компании Sun Microsystems |
Первый шаг. Начальный поиск:
• поле для ввода запроса;
• список Область поиска, например, разделы сайта, в которых следует искать. Этот элемент встречается нечасто;
• кнопка (гиперссылка), инициирующая сам поиск (обязательно срабатывающая при нажатии на клавишу Enter);
• ссылка на описание работы поиска и специальных символов для построения сложных запросов. На обычных Web-сайтах встречается редко.
Второй шаг. Уточнение результатов поиска:
• вызов Расширенного поиска;
• поиск среди результатов.
Форма поиска располагается, как правило, в верхней части страницы и состоит из текстового поля и кнопки. Это сочетание стало для многих пользователей настолько привычным, что, даже не идентифицируя эту форму, вы не собьете посетителя с толку. Но, конечно же, форму необходимо подписать.
Форму поиска предпочтительнее сразу выводить на страницу, а не помещать ссылку на нее, — это сокращает количество шагов. Знаменитый специалист по Web-дизайну Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) уверяет, что, когда он заменил на своем сайте http://www. useit. com гиперссылку Поиск на саму форму поиска, использование данной функции возросло на 80%.
Пользователи интернета ленивы и разбалованы, поэтому они не будут педантично менять свой запрос в поле поиска, чтобы добиться нужного результата. Кроме того, не все обучены созданию правильных поисковых запросов. Таким образом, не достигнув нужного результата, они просто уйдут на другой сайт.
Поэтому после создания функции Поиск необходимо провести ее тестирование.
Во-первых, надо выяснить, какие запросы наиболее часто будут вводить пользователи. Для этого можно воспользоваться информацией с поисковых систем, которую, как правило, анализируют для «раскрутки» сайта, для добавления в список ключевых слов.
Во-вторых, проанализировать, как именно посетители будут работать с вашим сайтом, т. е. протестировать запросы вашей целевой аудитории. Для этого необходимо привлечь несколько пользователей, ознакомить в общих чертах с содержанием сайта и попросить найти какую-либо информацию, воспользовавшись функцией Поиск. Перед началом анализа нужно выяснить, что именно хочет найти пользователь. Это поможет вам проверить, совпадут ли его ожидания с тем, что ему вернет ваш сайт. Во время такого тестирования необходимо следить за тем, какие запросы задают пользователи, насколько они сложны (одно слово, два и более), использует ли кто-либо специальные разделители («*» , «+», «OR»), Как пользователи реагируют на результаты, выбирают ли они тот результат, который соответствует их запросу. Стоит уточнить, почему пользователь остановился именно на каком-то определенном результате. Думаю, суть вам ясна.
Если ваш сайт — большая серьезная разработка, вам придется фиксировать все запросы посетителей (например, в специальном файле) для последующего анализа и улучшения результатов поиска. Чем более четко и Качественно работает поиск по сайту, тем крепче вы удерживаете посетителя. Это очень важно.
Отдельный разговор об оформлении результатов поиска и удобстве их использования. В кратких результатах поиска уже должны присутствовать и быть выделены слова из запроса. Это помогает понять контекст использования этих слов и быстро проанализировать результаты поиска.