Юзабилити: как сделать сайт удобным
Элементы навигации
Представьте себе, что вы оказались одни в лесу без компаса в облачный день. Лес сухой, мха на деревьях нет, а ветки густо растут со всех сторон и торчат везде одинаково. Вы забрались далеко от шоссе, и шума машин вам не слышно. Жуткая картина. Все «бойскаутские» приемы не работают, и если вы не обладаете сильнейшей интуицией и вы не ясновидящий, то вам будет очень трудно выбраться. У вас отсутствуют средства навигации, вы не знаете, где вы и куда идти.
Когда речь идет не о дикой природе, а о Web-сайтах, то заблудиться, к счастью, вы можете только виртуально. Однако при плохо организованной навигации пользователю очень трудно передвигаться внутри сайта.
Что такое навигация Web-сайта? Навигация — это именно тот инструмент (щбор инструментов), с помощью которого пользователь перемещается по Web-сайту. В простонародье «это все, на что можно нажать, чтобы куда-нибудь перейти». Однако это не совсем так: в интерфейсе различных программных систем существуют одни и те же элементы, которые служат для разных Целей. Например, изображения могут быть предназначены и для украшения сайта, и для перехода в какой-нибудь раздел, подчеркнутый текст («клинический случай» для таких элементов) может использоваться и для выделения важной части содержимого, и как обозначение гиперссылки. Рассматривая элементы навигации, мы будем говорить об их сути, а не о способе реализации с точки зрения HTML или JavaScript.
Итак, навигация — это набор способов перехода между страницами и внутри них, обеспечиваемый в основном элементами содержимого страниц, а также средствами браузера, операционной системы и аппаратного обеспечения.
В абсолютном большинстве случаев Web-сайты разбиты на разделы. На домашней страничке увлеченного любителя их может быть два-три, на поисковом мега-портале — тысячи. Несмотря на такие различия, основные способы устройства навигации могут быть схожими.
Одним из элементов навигации является ссылка на главную спц ницу сайта (рис. 6.6). Согласно некоторым исследованиям, эі элемент встречается практически на'100 % сайтов.
Перейти на домашнюю страницу Google |
Рис. 6.6. Переход на главную страницу на поисковом портале Google возможен с любой страницы
Теперь об основных'разделах сайта. Для того чтобы показать п сетителю список основных разделов, можно использовать ме> в верхней части страницы и боковое меню.
Факторы, которые определяют выбор того или иного вида мені
• верхнее меню занимает мало места на странице;
• боковое меню «откусывает» большой кусок страницы, a nj наличии длинных страниц на несколько экранов это драг ценное место вообще пустует;
• в верхнем меню ограничена длина наименований раздело иначе придется переносить их на следующую строку, а тут уэ никакой аккуратности не жди;
• в боковом меню можно поместить гораздо более распростр ненные наименования разделов.
Иногда Два способа расположения меню совмещают, однаї в таком случае могут возникнуть проблемы с удобством их и* пользования.
Нежелательно располагать часть ссылок на основные раздел сайта в боковом меню, а другую в верхнем, даже если вы считает что по смыслу эти части совершенно обособлены и одни из ш более важны, другие — менее. Посетитель Должен четко знат
куда смотреть в поисках нужного раздела, иначе у него рассеивается фокус внимания и он будет искать ссылку гораздо дольше.
Также нежелательно дублировать ссылки в верхнем и в боковом меню, как это часто делают, т. к. нарушается принцип монотонности интерфейса (рис. 6.7).
Одна моя знакомая всегда предлагала по три-четыре способа сделать какое-нибудь действие в программе, в которой она была специалистом. Ее никто не понимал. Все хотели конкретное указание: нажми сюда, выбери это, установи такую «птицу»... А она говорила: «Ты можешь сделать так, 0 можешь вот та к, ну а если захочешь через меню, то надо сделать вот так, это почти как та к, но не так...»
Если дать пользователю три-четыре варианта, то он либо достаточно долгое время никуда не уйдет со страницы, потому что не будет знать, как это сделать, либо уйдет прочь с вашего сайта, либо будет пробовать каждый вариант и смотреть, куда его «выбросит».
Рис. 6. 7. Переход к разделу Книги встречается на одной странице три раза (данная картинка, к счастью, уже несколько устарела — разработчики ozon. ru решили многие проблемы интерфейса) |
Нет четких сведений о том, какое именно меню пользователи считают основным. Если ваш посетитель уверен, что список основных разделов всегда размещен сверху, а вы считаете, что это не так, то вы замедлите работу посетителя и он станет больше отвлекаться. «Так, посмотрим, какие услуги оказывает эта компания... О компании... Поддержка... Карта сайта... Не понял, где?.. А... У них же все в левом меню...»
Также следует решить вопрос о том, каков должен бьггь баланс горизонтальных и вертикальных уровней иерархии, какие уровни необходимо показывать в списке основных разделов. Слишком общие наименования разделов могут стать загадкой для посетителя, а чересчур много основных разделов могут запутать и затруднить поиск действительно важной информации. Естественно, где-то между «мало» информации и «много» есть золотая середина. В случае, если иерархия многоуровневая и разделов сайта много, пользователю легче найти нужный раздел на странице, чем искать его в подразделах.
Существуют и дополнительные способы перемещения внутри сайта, например вторичная навигация, подвал, быстрый переход и др.
• Вторичная навигация
Не является основным способом перемещения внутри сайта, однако имеет достаточно большое значение с точки зрения маркетинга (рис. 6.8). В конце концов, редко кто создает сайты без обратной связи. Люди, как правило, хотят найти единомышленников, клиентов, партнеров, покупателей. Для того чтобы посетитель сайта мог получить необходимую информацию о вас, используется вторичная навигация — разделы 0 компании, Контакты, Наши координаты, Служба поддержки. Вторичная навигация, если она пред - стайлена на сайте, должна бьггь доступна на каждой странице.
• «Подвал»
Это нижняя часть страницы, где располагают список основных разделов сайта и вторичную навигацию в виде обыкновенных, четких, хорошо читаемых текстовых гиперссылок, иногда включают и описание авторских прав. Назначение подвала может быть разным, однако, в первую очередь, он предназначен для обеспечения перехода в другой раздел, когда посетитель находится внизу страницы. После прочтения интересующей инфор
мации пользователь готов двигаться далее — вот и надо дать ему эту возможность, когда его фокус внимания находится именно внизу страницы.
• Быстрый переход
Подобная функция часто применяется в технике, например, быстрая запись в видеомагнитофоне или прямое воспроизведение в музыкальных центрах на несколько компакт-дисков.
About IBM Privacy Terms of use Contact
Рис. 6.8. Вторичная навигация на сайте компании IBM расположена в левом нижнем углу, поэтому она не отвлекает пользователя от основных разделов, но обнаруживается легко
В Web-интерфейсе этот способ навигации чаще всего реализуют при помощи выпадающего списка с набором разделов и страниц сайта, к которым пользователь может перейти независимо от того, на каком уровне иерархии он находится (рис. 6.9). Если того требует специфика вашего сайта, быстрый переход может переместить посетителя с главной страницы сразу на пять-шесть уровней вниз.
АВ |
Проводимые конкурсы: ~т! І Проводимые конкурсы:
“ІаЗМ |
.•'Видимый utihVpi. Ы
8.04 обе] Иру |
эв |
арт-пак 022004, тур № 2 арт-пак 02'2004, тур № 1 арт-пак 01 '2004, тур № 2 арт-пак 01 '2004, тур № 1 WALLPAPERS[RUl-2003, финалисты Конкурс Prestigio, финалисты WALLPAPERS[RU]-2003, тур № 1 Конкурс Prestigio, тур № 1 Конкурс Prestigio, претенденты
Рис. 6.9. Быстрый переход к прошедшим конкурсам графики на сайте дизайнеров wallpapers. ru
• Главное меню {рис. 6.10)
Регистрация жфорндции об органиэацж | Регистрация' жФЬриацииоб организации. Печать сведений об организации |
Этот элемент предназначен для перехода к нужному разделу. Oi является достаточно экзотическим для интернета, хотя довольщ часто используется для интранет-приложений. По существу эт< представленные пользователям варианты дальнейших действий.
Регистрация тФсонаич о отру. ПсиосжЬоааиии в сотрудник» Печать смдений о сотрудник |
Регистрация ищЬьошцщ а пмрамаяанш, Поиск инЬопиации о подразделении Печать сведений о подразделении |
Регистрация категорий Архив отчетов и бланков Поиещеі ш Файлов-
Рис. 6.10. Элемент навигации «Главное меню»
Как правило, сам по себе этот навигационный элемент являете* несостоятельным. Его можно использовать только в совокупности с другими способами навигации. Автономно он может бып использован только один раз на верхнем уровне сайта.
Если список разделов велик, а показывать его нежелательно, либо хочется вывести побольше новостей, но не загромождать место на странице, то можно использовать элемент Больше/Подробнее (в зависимости от контекста) или, говоря научно, элемеш расширения информации. В некоторых источниках его называют «завлекалочка». Звучит, согласитесь, не очень серьезно. Если сравнить этот элемент со зданием, этажами и офисами, то он бы выглядел, как дверь с надписью «А тут есть еще кабинеты».
Если необходимо расширить список отображаемых разделов сайта, то следует использовать гиперссылки Еще, Больше или Все разделы (рис. 6.11). В этом случае пользователь сознательно идеї на увеличение количества ссылок на странице и знает почти наверняка, что длина страницы увеличится, но поиск нужного раздела того стоит.
- Application & Integration Servers
- Operating Systems
- Application Development See All
Puc. 6.11. Вместо десятка ссылок на сайте корпорации Sun Microsystems в разделе Программное обеспечение приведено всего четыре, одна из которых
Посмотреть все
Другой вариант элемента расширения информации — вывод части текста, статьи или новости с гиперссылкой Подробнее или Читать все (рис. 6.12). Часто этот подход используется для увеличения разнообразия информации, для устранения эффекта загроможденное™ страницы и для облегчения восприятия.
____ : ■ • ■ ______ :______ ;___ ;__ ьъ____ ;_______ ' ■■
Рис. 6.12. Элемент расширения информации в новостях на
gazeta. ru
Средства перехода к подразделам сайта можно организовать разными способами.
• Выпадающее меню
Этот способ широко используется в интерфейсах обычных приложений — графических и текстовых редакторов, браузеров, операционных систем. Список подразделов появляется из наименования основного раздела при наведении на него курсо] или щелчке мыши и исчезает по такому же принципу (рис. 6.1: Меню имеет ограниченную ширину, поэтому названия пункті должны быть краткими и понятными.
ктное ЇЛЄНИЄ ' |
vnoamjeHMe упоавление инсЬсом * перд. Ьлом * качеством # техн |
|
стили управления |
||
роль персонала |
||
гадж |
ІН/ |
|
подбор персонала |
||
чнговая ЇХНОЯОП |
обучение и оценка персонала |
К" □не |
и. |
мотивация |
|
Рис. 6.13. Классический пример выпадающего меню на iteamira |
Выпадающее меню чаще всего находится в верхней части стрг ницы, поэтому требуется время, чтобы подвести к нему курсо] Кроме этого, скорость реакции выпадающего меню в Web-ии терфейсе может быть низкой, посетитель может не понять, чт название раздела есть начало выпадающего меню, т. е. что тако элемент навигации вообще присутствует на странице. Для сооб щения о том, что данный элемент является корневым в выпа дающем меню, должны быть использованы дополнительны средства, например, пиктограмма с вертикальной или горизон тальной стрелкой перед (после) названия раздела меню. Досто инство выпадающего меню в том, что оно занимает намног меньше места, чем весь список его элементов, расположенны; непосредственно на странице. Выпадающее меню, подобно бы строму переходу, сокращает количество шагов до нужного уров ня иерархии.
• Дерево
Это визуально отображенная иерархическая структура, т. е. структура с одним или несколькими корневыми элементами, каждый
из которых содержит в себе некоторое количество более мелких. Дерево обладает лишь двумя типами элементов, условно их можно назвать «узел» и «лист». В древовидных структурах эти типы могут быть расширены и содержать в себе множество объектов разного вида как среди узлов, так и среди листьев. Узел может содержать более мелкие узлы и листья либо быть пустым. Лист не содержит вложенных элементов, это крайний минимальный элемент дерева. С точки зрения файловой системы лист подобен файлу, внутри которого не может быть ни папок, ни иных файлов.
Примером древовидной структуры может служить любая организация. Например, внутри организации (корневого узла) выделяются подразделения (узлы), внутри подразделений — отделы (узлы более низкого уровня), внутри отделов — сотрудники (листья). В то же время могут быть и сотрудники, находящиеся на уровне подразделения, например, менеджер, управляющий тремя смежными отделами,
Практически все современные операционные системы поддерживают эту абстракцию для отображения файловой структуры (рис. 6.14).
В ff My Computer S 3£Flojipy(A:)
Ш {Цц Apache ® S) crypto
S Qj Documents and Settings Ш Inetpub ffl OpenSource Ш Q Program Files m Projects
Puc. 6.14. Древовидная организация материала
Узлы могут быть в закрытом И в раскрытом состоянии, что показывается различными способами (например, открытая и закрытая книга, знаки «+» и «—», стрелки вправо (влево) либо вниз). У листьев же таких состояний нет вообще.
Частным случаем древовидной структуры можно считать многоуровневый список (рис. 6.15).
• First list item
• Second list item
о First list item о Second list item о Third list item
• Third list item
Puc. 6.15. Многоуровневый список — стандартный элемент языка разметки HTML
Как выпадающее меню, так и дерево являются нетипичными для Web-интерфейса, потому что их реализация не всегда тривиальна. Во-первых, в силу различий в отображении одной и той же страницы разными браузерами (динамическая древовидная структура, прекрасно отображаемая в MS Internet Explorer, может совершенно «рассыпаться» в Netscape Navigator или Opera). Во-вторых, в силу относительной сложности в реализации. В-третьих, как правило, подобные элементы, а в особенности древовидные структуры, очень медленно перечитываются, и приходится подолгу ждать раскрытия узла дерева.
• Навигационная строка
Это набор ссылок, отражающий все пройденные пользователем уровни сайта (рис. 6.16). Гиперссылки ведут на ключевые в иерархий страницы сайта и разделяются символами <<:», « | », «/», «» и т. п.
: developers. sub. com
Developers Home > Developer Forums > Java Technology Forums >
Puc. 6.16. Навигационная строка на сайте Sun Microsystems
Последний уровень иерархии в навигационной строке — текущий для пользователя — отображается простым текстом. Уровни
могут начинаться с первого — главной страйицы сайта — и вести до последнего, не имеющего вложений. Такой способ построения навигации позволяет пользователю верйуться на несколько шагов, вплоть до самого начала. Кроме того, можно увидеть, какова иерархия сайта или как организован бизнес-процесс, в контексте которого находится пользователь. Естественно, такой способ навигации целесообразно использовать, когда вложенность уровней достаточно большая и сложная.
Кстати говоря, существует известная, но часто остающаяся незамеченной аналогия со структурой подкаталогов сайта, которая отображается в адресной строке браузера. Опытные пользователи давно научились перемещаться по содержимому, удаляя часть адреса из адресной строки. Например, адрес некоторой страницы может выглядеть так: http://mysite. net/category/interfoce/usabilify/errors/index. php. Пользователь, видя структуру сайта и зная, что ему необходима информация об элементах интерфейса, может убрать из адреса определенную часть и по адресу http://mysite. net/category/interTdce/cpa3y перейти в раздел Интерфейс.
• Каталог
Каталог обычно организуется на сайтах с большим количеством информации. Это могут быть и просто ссылки, и статьи, и документация. Каталог сайта в большой степени соответствует каталогу в файловой системе: есть один или несколько самых верхних уровней (корневые каталоги), в каждом из них могут располагаться подуровни (подкаталоги) и элементы каталога, например, ссылки (файлы). Попадая в подраздел, вы видите его структуру, элементы, а также можете вернуться на предыдущий уровень. Существует несколько основных методов организации каталогов.
Метод отображения двух уровней иерархии одновременно. Это очень распространенный и удобный для пользователя метод. Он основан на сокращении количества шагов при поиске информации^ расширенном отображении структуры. Его суть в том, что два уровня иерархии показываются совместно: с наименованием раздела частично или полностью располагаются наименования подразделов, которые служат и элементом навигации, и подсказкой о том, что содержится в данном разделе (рис. 6.17).
Hbme
Arts Movies. Music. Television.... |
Consumers. Homeowners. Family....
Business
Industries. Finance. Jobs.
Kids and Teens
Computers. Entertainment. School....
News |
Computers
Hardware. Internet. Software.... Іуідфа, Newspapers, Qurrq. nt. Events,..
Puc. 6.17. Второй и третий уровень иерархии каталога на google. com
Метод последовательного уточнения. Существует в самых разных вариантах. Отличйё его от предыдущих методов в том, что он предназначен не для улучщенйя удобства отображения информации, а для ведения пользователя к цели сквозь структуру сайта. Он может бьггь применен как к уточнению внешнего вида и «начинки» Web-сайта, к поисковым операциям пользователя, так и к способу навигации по сайту. Этот метод напоминает игру «горячо — холодно», в которую часто играют в детстве. Подобная игра с пользователем при поиске или просто навигации по сайту позволяет, во-первых, достаточно уверенно передвигаться по информации, а во-вторых, пользователи непроизвольно знакомятся с тем, как организована структура вашего сайта, и с каждым разом работают быстрее и качественнее (рйс. 6.18).
Каталог / Компьютеры и связь / Интернет
• У слуги яо ступа и связи (225Ъ,
■ Электр онная почта (5Ш
■ Отправка сообщенийҐ60)
■ Каталоги ҐЗЗУі
• Поисковые системы (57)
• Сайты адаптированные для КПК (34)
■ Универсальное Г4СГ)
См. также:Софт для интернета. Вирусы и антивирусы Постепенное приближение к цели поиска с уведомлением
"'''TTTJUer'TRf» rvarvrv">''
Метод последовательного уточнения работает примерно так: человек ищет информацию о друге Винни-Пуха Пятачке на детском сайте. Он выбирает сначала раздел Современные сказки, попадая внутрь, выбирает Винни-Пух и все, все, все..., а затем Герои и Пятачок.
А теперь о дополнительных удобствах. Вспомните, как устроена книга по технической дисциплине. У такой книги всегда есть две вещи, с помощью которых читатель «путешествует» по ней, — развернутое содержание и предметный указатель. Во Всемирной паутине есть аналогичные элементы — карта и индекс Сайта.
Хотя оба элемента навигации упрощают работу посетителей, они почему-то используются не очень часто, едва ли не игнорируются многими пользователями. Одной из причин является то, что разработчик «стесняется» этих элементов, не делает их «видимыми», считая, что все равно слишком малое количество посетителей обратятся к ним.
Данные два элемента относятся ко вторичной навигации и при правильной организации намного ускоряют работу с информацией.
Карта и индекс сайта особо важны для работы индексирующих роботов, поскольку охватывают все наполнение сайта. При их наличии весь сайт будет качественно проиндексирован.
• Карта сайта
Как правило, она представляет собой развернутый список всех разделов и вложенных подразделов с необходимой глубиной (рис. 6.19). Вложенность может быть два, три, четыре уровня. Количествгэтих уровней определяется тем[4] .насколько применима данная карта. Представьте себе величину и глубину карты для каталогов любого поискового портала или для интернет-магазина с тысячей товаров и услуг. Это немыслимый объем информации. Никто не будет делать карту для таких крупных систем — слишком велик, объем информации. В другом случае, если на сайте всего три раздела, а сам он состоит из пяти—семи страниц, тоже нецелесообразно создавать карту, поскольку она будет аналогична основному меню. Карта, как правило, исііользуется на сайтах средней сложности. Она может быть создана и как обычные текстовые ссылки, и как сложный графический объект. Лично мне кажется предпочтительным использование обычных текстовых гиперссылок.
Карта сайта Регистрация
• Выбор программы
• WM Keeper Classic
о Рекомендации по подключению WM Keeper Classic через Proxy - сервер
о Подробное описание интерфейса WM Keeper Classic о История WM Keeper Classic о Описание WM Keeper Phone Plugin о Downloads
• WM Keeper Light
о демонстрация экспорта сертификата о демонстрация импорта сертификата о о цифровых подписях и цифровых сертификатах о пример настроек браузера для использования SSL
• Вопросы и ответы
О системе
• Описание
• Технология
• О сервйсах
• Соглашения
о Соглашение о трансферте имущественных прав о Соглашение о бооьбе с незаконной тооговлей
Рис. 6.19. Карта сайта в виде развернутой структуры из текстовых гиперссылок на webmoney. ru
ABCDEFGHIJMN. PRSTUW
A Arrays & Intelligent Storage Server Options BacktoTop
В Blade Servers Boards
Board Platforms Boot Disk Solutions
BacktoTop
• С Chip Sets & Logic
Puc. 6.20. Индекс сайта на sun. com
рым связывается гиперссылка. При нажатии на такую ссылку страница прокручивается к соответствующему якорю, и место, где он закреплен, располагается в верхней части рабочей области. Гиперссылка Наверх (top) перемещает пользователя в самое начало страницы (рис. 6.21). Эти два элемента чаще всего используются тогда, когда страница слишком длинная и легче не заставлять пользователя прокручивать ее, а использовать для этого браузер.
[наверк] ird | Бизнес | Детский Мир |
Рис. 6.21. Ссылка Наверх на ozon. ru оформлена как текст
Альтернативой ссылке Наверх может быть дублирование навигации (рис. 6.22). Этот вариант подобен подвалу, однако дублируются не ссылки на основные разделы, а элементы навигации — кнопки, исполняемые гиперссылки (Отправить форму, Удалить заказ и т. п.).
Г” An. Kalinovski Письмо самому себе Г DriverGuide Your DriverGuide. com Membership Check A1U Clear All |
Mon 03/15 13k Wed 01/29 3k |
Move to folder...' |
Puc. 6.22. Дублирование навигации — исключение из правила о том, что нельзя предлагать два элемента, ведущие к одному и тому же действию системы |
an |
Delete |