Юзабилити: как сделать сайт удобным
Человекоориентированный интерфейс
Под человекоориентированным интерфейсом я понимаю интерфейс, который учитывает особенности человеческой психологии, физические ограничения человека и его сознания во время работы. К факторам, о которых обязательно необходимо помнить во время разработки интерфейса, относятся и способность человека отвлекаться, и неточность его движений, и восприятие того, что он видит, и физическое напряжение во время работы. Все эти факторы будут рассмотрены далее в книге, иногда они будут указаны при рассмотрении того или иного решения, иногда будут только подразумеваться, так или иначе именно их учет и является основой комфортной и быстрой работы пользователей.
Под человекоориентированным подходом к построению интерфейса я понимаю учет как общечеловеческих факторов, например, средней скорости чтения, точности попадания в мелкие детали, восприятия цвета, так и факторов, критичных для систем, используемых какой-то определенной группой людей, например, людей с ослабленным зрением, нарушением восприятия цвета и т. д. Естественно, невозможно подстроить интерфейс под каждого пользователя индивидуально — кто-то хуже обучается, кто-то лучше, у кого-то усталость за компьютером наступает после часа работы, у кого-то через сутки. Однако всегда есть некоторые бесспорные общие требования, например, необходимость использования контрастного с фоном текста или пиктограмм, с размером большим, чем два на два пикселя.
В чем особенности человекоориентированного интерфейса? Предложу сравнение для более глубокого понимания. Если проанализировать содержание Web-страницы и найти нужную строку вы поручаете компьютеру, т. е. некоторой программе, то он имеет в своем распоряжении гораздо большие возможности, чем человек, глядящий на эту страницу. Нажимая сочетание клавиш Ctrl + F, человек поручает операцию поиска компьютеру, которому все равно, какого размера шрифт используется для отображения искомой строки, какие цвета на странице, даже если это белые буквы на белом фоне. Человек сам по себе такими возможностями не обладает, поэтому при разработке интерфейса для человека
важно учитывать особенности человеческого восприятия и совсем другую логику компьютера. Самым простым примером человекоориентированного подхода ко взаимодействию человека и компьютера может служить придуманная когда-то давно идея использовать «человекочитаемые» доменные имена сайтов вместо IP-адресов. Среднестатистическому человеку в силу особенностей памяти труднее запомнить сочетание 129.42.16.99, чем вполне понятное доменное имя ibm. com.