Юзабилити: как сделать сайт удобным
Почему качественный интерфейс обязателен
По совершенно неизвестной мне причине очень многие разработчики считают, что интерфейс далеко не самое главное для Web-сайта. Однако они сами также раздражаются, встретив нелепые решения в реальной жизни (рис. 1.1)...
Свежее молоко можно купить в любом продуктовом магазине, особенно в большом городе. Информацию, размещенную на ва
шем сайте, можно получить на сотнях подобных Web-страниц конкурентов. Когда захотите схитрить и заманить пользователя в непролазные джунгли плохо проработанного интерфейса, посмотрите на цифры в результатах поиска по запросу, по которому посетители могут попасть на ваш сайт. 100? 500? 1000? Они тоже туда смотрят. ■
Рис. 1.1. Это не фотомонтаж, но сиденья, расположенные на крыше машины, вы не встретите в повседневной жизни. В автомобилестроении никто не позволит себе такой вольности, однако в Web это почему-то считается возможным. Посмотрите, как этот «пользователь» ищет то, что по своей прихоти дизайнер решил расположить совершенно в ином месте |
Когда вы купили в магазине вкусное свежее молоко. один раз, потом еще один, в третий раз вы пойдете туда, даже если есть магазин поближе. Потому что вы не уверены, купите ли хороший товар в незнакомом месте, зато знаете точно, что в «вашем» магазине все всегда свежее. Привыкание к хорошему, удобному интерфейсу как привыкание к качественному товару посетителей магазина. Единожды польщенные высококачественным сайтом,
12 Глава 1. Что такое интерфейс'?
.1
радушным отношением к пользователям и удобством работы, ’ они будут вам преданны и благодарны. ;
Как передается информация о качественном товаре? Представьте себе двух соседок: «А я, Петровна, хожу только в магазин, «Молоко», что на углу возле гастронома, там всегда все самое | свежее, несколько раз в день привозят. И продавцы все такие приветливые, приятно посмотреть...» Независимо от того, каікую продукцию вы поставляете— молоко или Web-сайты — весьма | выгодно, когда о вас говорят как о поставщиках только качест - 1 венной продукции. Это условно бесплатная реклама, повыше - .] ние вашего «off-line» рейтинга, привлечение клиентов. J
Когда вы просите продать вам пакет молока, продавец может не - ■ довольно швырнуть перед вами на прилавок первое попавшееся ■ (которое, к примеру, хуже продается,,чтобы от него поскорее ИЗ - ; бавиться), а может начать расспрашивать, какое молоко вы | предпочитаете, какого производителя, с биодобавками или без, подороже или подешевле, В первом случае вы решите, что люди здесь работают, лишь бы заработать денег и отвязаться от вас, а во втором — что в вас заинтересованы и хотят сделать так, чтобы вы получили именно то, что хотели купить и остались довольны приобретением. Мнение заказчика, для которого вы разрабатываете интерфейс, или посетителя, который использует вашу систему, намного улучшится, когда он увидит, как серьезно вы подходите к проблеме, качества и удобства использования системы. А вы, в свою очередь, сэкономите на сопровождении, т. к. не придется затрачивать огромные усилия на расплетение клубка плохих решений в вашей системе. Заказчик потом все равно потребует изменений, если вы не учли его предварительных требований и пожеланий. А если работа и консультации с потенциальными пользователями велись на ранних стадиях проекта, то недочетов будет намного меньше. Вы просто-напро- сто снизите затраты на разработку программ.
В конце концов, уже без ассоциаций с молочным магазином, если вы создаете систему для себя и своих сотрудников и клиентов, уделите внимание интерфейсу. Качественному интерфейсу пользователи быстро обучаются, а следовательно, уменьшаются затраты на обучение и поддержку, увеличивается отдача и скорость работы.