Методики создания баннеров
Основным фактором, определяющим эффективность того или иного баннера, является некая абстрактная величина, не поддающаяся точной количественной оценке, которую я привык называть "креативностью" По большому счету, креативность — свойство не только баннеров, но и их разработчиков. Она либо есть,
Либо ее нет. Креативность, в отличие от маразма, с возрастом не наступает...
В этой главе мы подробно рассмотрим практические методы разработки графических рекламных баннеров. Как уже было сказано, графические баннеры подразделяются на два вида: анимированные и статические. Начнем с последних, поскольку изготовить статическое изображение значительно проще и быстрее, чем динамическое. Однако сначала необходимо определиться с применяемыми при создании баннеров графическими файловыми форматами.
Графические Форматы
Работая с персональным компьютером, вы наверняка не раз сталкивались с различными графическими изображениями, представленными в электронной форме. Такие картинки хранятся в файлах, имеющих определенное расширение: .tif, .bmp, png и. рсх Именно расширение указывает на файловый формат, в котором записано каждое изображение. Формат определяет не только свойства и качество картинки, но и возможную область ее применения. Например, графика, представленная в стандарте TIFF (файлы с расширением. tif) чаще всего используется в полиграфии. В частности, все иллюстрации, дополняющие текст этой книги, первоначально были переведены именно в этот формат. Изображения BMP (Windows BitMap) предназначены для отображения графики в приложениях операционной системы и считаются графическим стандартом MS Windows.
Какие же файловые форматы используются для представления рекламных баннеров в сети Интернет? Таких стандартов существует всего три, и мы их подробно обсудим в этой главе.
GIF
В 1978 году двое израильских исследователей - Якоб Зив (Jacob Ziv) и Абрахам Лемпел (Abraham Lempel) разработали принципиально новый для того времени алгоритм сжатия информации без потери данных, которому дали полученное из сокращения собственных фамилий и даты завершения своего проекта название LZ78. Информация о принципах построения этого алгоритма была общедоступной, и спустя несколько лет американский программист Терри Уэлч (Terry Welch) усовершенствовал его, добавил в обозначение первую букву своей фамилии и запатентовал новый алгоритм под названием LZW, также предоставив свою разработку для использования всем желающим. Одним из таких желающих оказался сотрудник компании CompuServe Inc. Боб Берри (Bob Berry), взявший LZW в качестве основы для созданного им в 1987 году принципиально нового графического формата GIF (Graphic Interchange Format). Следует отметить, что созданная Терри Уэлчем компания Unisys, которой и принадлежали авторские права на алгоритм LZW, взимала плату за его использование только с производителей аппаратного обеспечения для компьютеров, в котором применялся данный стандарт, например с изготовителей модемов. Разработчики программного обеспечения «комиссионными сборами» не облагались.
Однако зимой 1994 года компания Unisys, начавшая испытывать финансовые проблемы, объявила LZW коммерческим стандартом, потребовав оплаты за его использование. Это автоматически сделало GIF единственным в мире «платным» графическим форматом, что вызвало волну недовольства среди пользователей Интернета, поскольку практически на всех современных web-сайтах, а также в 90% рекламных изображений так или иначе применяются элементы GIF. Тем не менее GIF чрезвычайно широко используется в Интернете и сейчас, причем пользователи не обязаны оплачивать кому бы то ни было возможность опубликовать во Всемирной сети изображение в данном формате, так как упомянутые выше финансовые претензии касаются в первую очередь, производителей работающего с GIF программного обеспечения. Благодаря возможностям алгоритма LZW стандарт GIF позволяет значительно сокращать объем итогового графического файла по сравнению с исходным изображением. Достигается это методом смешения сходных оттенков в один. Если, например, в составе рисунка имеется участок, состоящий из нескольких сходных полутонов, к примеру голубого, светло-голубого и темно-голубого цвета, они будут кодированы одним оттенком - голубым. Информация об изображении в файле
Стандарта GIF записывается построчно, то есть представляет собой массив описаний строк высотой в один пиксел. Именно это свойство GIF, а также то, что данный формат оперирует фиксированной, так называемой индексированной палитрой, причем число цветов в этой палитре не превышает 256, сделаю его наиболее популярным графическим форматом в современном Интернете.
Если вы готовите рисунок для сохранения в формате GIF, необходимо избегать следующих художественных приемов: градиентных заливок, размытий, постепенных цветовых переходов с множеством оттенков. Не следует также пользоваться графическими фильтрами, подобными фильтру «блик» редактора Adobe PhotoShop, для неравномерного смешения нескольких цветов на одном участке изображения, например при создании эффектов изменения интенсивности освещения. Это связано с тем, что алгоритм замещения схожих оттенков одним в формате GIF далеко не всегда работает корректно. Поэтому участки с множеством различных оттенков на небольшом фрагменте рисунка после сохранения изображения в индексированной 256-цветовой палитре будут выглядеть смазанными и «грязными». Этого можно избежать, применяя по возможности однотонные и контрастные цвета.
Одно из замечательных свойств стандарта GIF — его уникальная особенность, названная разработчиками «interlace», или, по-русски, < <чересстрочность». Она позволяет загружать картинку с сервера в клиентский браузер не целиком, а частями, причем процедура считывания файла выглядит следующим образом: сначала на экране отображаются первая, пятая и десятая строки, составляющие изображение, затем — вторая, шестая и одиннадцатая и т. д. Таким образом, для пользователя создается иллюзия постепенной загрузки графического элемента: картинка как бы медленно проявляется на странице, что не только создает красивый визуальный эффект, но и дает возможность пользователю наблюдать за появлением графического изображения «в процессе», вместо того чтобы несколько секунд любоваться на пустой участок экрана.
Через несколько лет после создания стандарта GIF, в 1989 году, компания CompuServe выпустила новую версию этого графического формата, получившую название GIF89a. Данная модификация имеет еще две уникальные особенности, широко использующиеся в современном Интернете.
Первая называется "transparency" и заключается в создании прозрачного фона для изображения методом сохранения вместе с файлом так называемого альфа - канала, представляющего собой маску прозрачности рисунка. Цвета, помеченные в альфа - канале как прозрачные, станут невидимыми в браузерах и большинстве других программ, предназначенных для просмотра изображений. Эта функция необходима, например, для того, чтобы разместить на web-сайтах с различным цветовым решением какие-либо тексты или изображения, которые при загрузке картинки отобразятся без «подложки», слившись с фоном страницы. Убрать ненужный фон из файла GIF можно, воспользовавшись встроенной процедурой графического редактора Adobe PhotoShop, соответствующим образом отредактировав таблицу цветов. Другая полезная особенность стандарта GIF89a заключается том, что этот формат позволяет сохранять в файле с одним заголовком несколько разных изображений, демонстрируя их на экране последовательно одно за другим, причем с возможностью указать порядок их чередования и временной интервал между сменами кадра. Именно на этом принципе построена весьма распространенная в Интернете GIF-анимация, о которой мы поговорим подробнее чуть позже.
JPEG
JPEG (Joint Photographic Experts Group) - графический стандарт, использующий несколько иной алгоритм сжатия с потерей качества. Он основан на принципе компрессии картинки путем удаления из файла избыточной и малозначительной информации. Изначально он был разработан для представления в электронной форме фотографий и сложных рисунков (например, репродукций картин) с целью получить «на выходе» файлы небольшого объема.
Максимальное число цветов, которое может содержать изображение в формате JPEG, - 16 миллионов. При сохранении картинки в JPEG-файл пользователю будет предложено выбрать степень сжатия графики, определяющую размер графического файла в килобайтах. Однако следует учитывать, что чем выше степень компрессии такого изображения, тем ниже его качество. Дизайнеру, создающему иллюстрации для баннера в данном формате, необходимо избегать образования больших участков, заполненных одним цветом, чтобы на изображении не появлялись цветовые «шумы» и «грязь». Из всего сказанного следует вполне очевидное заключение: формат JPEG лучше всего использовать для передачи фотографических изображений, а также картинок с большим количеством полутонов и цветовых переходов.
Существует несколько разновидностей стандарта JPEG. Среди них - формат JPEG Baseline Optimized, основанный на более совершенном алгоритме компрессии изображений. Недостатком данного формата JPEG является то, что его не распознает целый ряд часто используемых приложений. Так называемый Progressive JPEG был оптимизирован специально для представления графики во Всемирной сети, изображения в этом формате сжимаются чуть лучше, чем в стандартном JPEG, но хуже, чем в JPEG Baseline Optimized. Отличительная особенность Progressive JPEG — возможность сохранять графику в чересстрочном режиме, так же, как это реализовано в стандарте GIF. При работе со стандартом JPEG следует учитывать, что сжатию с наименьшей потерей качества поддаются изображения, сохраненные с высоким разрешением, от 150 до 300 dpi. В процессе обработки иллюстраций лучше всего сохранять картинку в формате TIFF и переводить в JPEG лишь готовый результат, поскольку каждое промежуточное сохранение файла JPEG на диск приводит к удалению второстепенной информации и ухудшению качества рисунка.
PNG
В последнее время многочисленные системы баннерного обмена все чаще и чаще стали принимать рекламные баннеры, представленные в относительно новом для современного Интернета формате, называемом PNG (Portable Network Graphics).
Описанная выше «криминальная история» с неожиданным переходом алгоритма сжатия LZW в статус платного спровоцировала стремление пользователей избавиться от формата GIF, дальнейшая судьба которого становилась все более туманной. С этой целью во второй половине девяностых годов была создана инициативная группа программистов и исследователей, которую возглавил американский специалист по электронным технологиям Том Боутелл (Thomas Bowtell). Перед ней стояла нелегкая задача: разработать стандарт, который не только вобрал бы в себя все лучшие качества GIF, но и превзошел бы его по всем характеристикам, оставаясь при этом совершенно бесплатным для пользователей. Основной областью применения данного формата должен был стать Интернет. Такой стандарт был создан и получил название Portable Network Graphics - PNG.
PNG, как и GIF, поддерживает interlacing (чересстрочность), но не только по горизонтали, но и по вертикали. Палитра PNG не ограничивается 256 цветами, данный формат позволяет создавать изображения с глубиной цвета до 48 бит. Любопытные изменения внесены в режим прозрачности графики: PNG также поддерживает альфа-канал, но состоит он не из одного уровня, как альфа-канал файлов GIF, а из 254 уровней для каждого элемента изображения, с диапазоном прозрачности от 0 до 99%. Благодаря этому дизайнер получает возможность создавать картинки с переменной прозрачностью, например логотипы, фон которых плавно сливается с фоновым цветом html-документа, каким бы тот ни был.
Помимо альфа - канала изображения PNG содержат так называемый блок описания гамма-коррекции. Под переменной «гамма» в данном случае подразумевается некая величина, выражающая зависимость яркости свечения каждой точки экрана пользователя от напряжения на электродах кинескопа, которое берется из файлов управления видеоподсистемой компьютера. Таким образом, при открытии изображения, созданного с помощью IBM-совместимой машины, на компьютере другого производителя, например на Apple Macintosh, в яркость цветопередачи вводится соответствующая поправка, и картинка на нем отображается совершенно идентично. Этим стандарт PNG еще более приблизился к основной идее Интернета - единообразию отображения web-страниц и графических элементов на компьютерах различных производителей.
Поскольку данный формат появился на свет относительно недавно, его поддерживают далеко не все браузеры, тогда как GIF и JPEG распознаются без проблем любыми программами, предназначенными для отображения графики. PNG поддерживают Microsoft Internet Explorer, начиная с версии 4.0, и Netscape Communicator версий 4.04 и выше. Старые браузеры отобразить картинку в формате PNG не смогут.