Российский Интернет
В России с рынком электронной коммерции, как, впрочем, и во многих других областях, дела обстоят значительно хуже, чем за рубежом. Обусловлено это прежде всего тем, что наиболее распространенная во всем мире форма оплаты онлайновых сделок - с использованием банковских карт — в нашей стране все еще находится в эмбриональном состоянии. Владельцев кредитных карт международных платежных систем можно пересчитать по пальцам. Прежде всего в этот контингент попадают люди, часто бывающие за границей. Если добавить к этому высокую стоимость банковского обслуживания кредитных карт и российскую налоговую политику, основной целью которой является, по-видимому, задушить на корню не только электронную коммерцию, но и коммерцию вообще, мы получим достаточно безрадостную картину. Именно поэтому подавляющую часть российского электронного бизнеса (порядка 98%) на сегодня составляют фирмы, получающие от использования сетевых технологий только косвенную прибыль, либо предприятия, ориентированные на партнерство в сфере В2В (Business-To-Business), то есть между двумя юридическими лицами.
Основными способами оплаты онлайновых сделок в России являются почтовые или банковские переводы, оплата полученного заказа наложенным платежом или с использованием платежных систем на основе электронной наличности. Эти методы платежей не только чудовищно
Неудобны, но и требуют в ряде случаев наличия у плательщика паспорта, что сразу исключает из категории покупателей подростков. Люди старшего возраста также исключаются из числа потенциальных покупателей, поскольку пенсионеры - самая малообеспеченная категория граждан в нашей стране. Кроме того, вследствие практически поголовной технофобии в группе людей старше 50 лет, их число среди российских пользователей Интернета крайне ничтожно. Поэтому основную массу потенциальных онлайновых покупателей составляют люди в возрасте от 18 до 49 лет, то есть всего лишь порядка пяти миллионов человек.
Однако и эта категория российских пользователей обладает чрезвычайно низкой покупательной способностью, прежде всего в силу невысокого среднестатистического дохода на душу населения. Многие пользователи Всемирной сети, единожды попробовав купить какой-либо товар в российских Интернет - магазинах и столкнувшись со сложностями в оплате или проблемами с доставкой товара, отказываются от дальнейшего использования данного сервиса.
Помимо чисто технического неудобства проведения платежей при заключении сделок через Интернет развитие российского электронного бизнеса значительно тормозит плохо организованная инфраструктура доставки товаров. С крайне низким качеством работы отечественной почты прекрасно знаком каждый из нас. Только по моему личному горькому опыту четыре из пяти заказанных в Интернет - магазине компакт-дисков приходят с физическими повреждениями, полученными в процессе транспортировки. А организация курьерской доставки заказа многократно увеличивает его стоимость. В западных странах подобные проблемы практически отсутствуют: механизм отправки товара получателю в Западной Европе и США был отработан еще задолго до появления Интернета благодаря большой популярности торговли по каталогам различной фирменной продукцией, которую можно заказать по телефону. Наше государство все еще находится в начале этого пути. Однако, несмотря на объективные сложности, которые испытывает сейчас отечественная электронная коммерция, этот рынок все же заметно развивается, о чем свидетельствуют результаты статистических исследований, проведенных российскими и зарубежными агентствами. По данным консалтинговой компании Arthur Andersen, общий оборот рынка Интернет -рекламы в России составил в 2000 году 5 млн.Долларов, В 2001 году он увеличился до 20 млн. долларов США, а к концу 2002 года должен дорасти до 70 млн. Согласно публикуемой в Интернете информации, на конец первого полугодия 2000 года суммарный оборот шести российских электронных магазинов, входящих в холдинг house, достиг 5,7 млн. долларов. По мнению экспертов, один российский электронный магазин, выполняющий в среднем от 100 до 400 заказов в день, ежемесячно получает прибыль в размере от 70 до 250 тыс. долларов США.
Если в 1998 году в российском Интернете присутствовало всего около десяти крупных онлайновых магазинов, то в конце сентября 2001 года только в индексе каталога «Апорт» (Http://www. apart. r u) значилось 38 Интернет - аукционов, 1486 электронных магазинов, 296 компаний, предлагающих различные виртуальные услуги, и 1080 серверов, так или иначе связанных с интернет-маркетингом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что российский электронный бизнес не только эволюционирует, но и является достаточно перспективной сферой для капиталовложений. Одно то, что в России число активных пользователей Интернета на сегодня по самым смелым подсчетам составляет всего 2% от взрослого населения страны, предполагает, что их количество будет увеличиваться и, соответственно, рынок электронной коммерции будет значительно расширяться. Вопрос о том, какими темпами будет осуществляться прирост пользователей Всемирной сети и насколько быстро благосостояние наших граждан вырастет до уровня, необходимого для окончательной стабилизации отечественной онлайн-экономики, пока еще остается открытым.
Вопросы Для Самоконтроля
1. Что такое Интернет - реклама?
2. Какова основная задача Интернет - рекламы?
3. Каким набором базовых знаний должен обладать Интернет - рекламист?