ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТРИНГА
Одним из наиболее известных специалистов в области прикладной робототехники является профессор М. Тринг, работающий в лондонском колледже «Куин Мэри». В его лаборатории сконструировано множество различных видов робототехнических устройств и конечностей для роботов. Тринг полагает [2], что робот должен как минимум:
1) иметь кисть и руку;
2) быть самоходным и самоуправляемым;
3) обладать системами энергоснабжения и управления;
4) иметь небольшой вычислитель с памятью для выдачи инструкций и принятия решений;
5) иметь датчики: тактильные, шероховатостей, твердости, позиционные, массы, удельной теплопроводности, температуры, приближения, формы, размера, зрительные, цветовые, дистанционные, обонятельные, определяющие положение конечностей, и слуховые.
Тринг, однако, понимает, что возможности робота принципиально ограничены. Он считает, что никогда робот не сможет выполнить более сложное и тонкое задание, чем те, которым его обучил человек. Тринг полагает также, что робот допускает только случайные ошибки, которые не будут ни постепенно устранены, ни самостоятельно исправлены.
Здесь автору настоящей книги хотелось бы заметить, что некоторые из случайных ошибок, если они действительно
и
случайны, должны по необходимости вызывать улучшение, и это будет справедливо, как бы мы ни определяли сам термин «улучшение». Кроме того, теперь мы знаем, что возможно создание самокорректирующихся и адаптивных систем управления при единственном условии, что конечная цель для такой системы может быть совершенно ясно определена.
Тринг предлагает некий гипотетический эстетический закон, который утверждает, что созданные человеком машины всегда должны оставаться на качественно низшей ступени по сравнению с их создателем; он полагает, например, что робота не следует допускать к созданию симфоний.
Следует, однако, отметить, что цифровые вычислительные машины, исключительно за счет высокого быстродействия, способны к выполнению такого объема вычислений, который не под силу отдельному человеку в течение его недолгой жизни. Поэтому цифровые вычислительные машины, которым задали бы несколько основных законов музыкального сочинения, могли бы создавать совершенно новую, оригинальную музыку, никогда прежде не слышанную человеком.
Вот некоторые из проблем, которые, по мнению Тринга, предстоит решить до того, как будет создан полезный домашний робот.
1. Необходимо придать ему какое-то устройство распознавания образов, чтобы робот мог разделять предметы на несколько десятков категорий, с каждой из которых следует обращаться по - разному, например: стулья, столы, книги, ножи и вилки, посуда и т. д.
2. Кисть должна управляться таким образом, чтобы она могла поднимать и держать предметы, которые находятся в поле зрения робота, например при складывании простыни или чистке овощей.
3. Небольшие изменения команд должны вызывать изменения программы работы робота, например: накрыть стол на определенное количество человек, сменить постельное белье, справиться с перестановкой мебели и т. д.
4. Робот должен обнаружить наличие грязи и ее количество, с тем чтобы, например, мытье посуды продолжалось до тех пор, пока все тарелки не будут вымыты и все кастрюли вычищены.
5. Требуется осторожность в обращении с фарфором и стеклом, чтобы они не разбились в процессе манипулирования.