12 шагов к собственному бизнесу
И слабым манием руки…
Координация и регулирование предполагают деятельность руководителя по поддержанию работы предприятия на запланированном уровне.
Координация – это согласование деятельности организации и ее подразделений с намеченным планом. В отличие от прямого административного вмешательства в деятельность подчиненных, координация предполагает косвенные, преимущественно экономические методы управления. При этом создаются условия, при которых управляемый объект сам, по собственной инициативе будет работать в определенном, оптимальном для организации направлении. Регулирование – это коррекция деятельности организации, изменение ее состояния с помощью принятия необходимых поправок к управляющим воздействиям руководителей всех уровней. Регулирование дополняет координацию и применяется тогда, когда одной координации оказывается недостаточно.
Для осуществления координации и регулирования менеджер должен располагать достоверной и своевременной информацией о требуемом и фактическом состоянии объекта управлениям также о причинах, вызывающих сбои в его работе. Такими причинами могут быть ошибки в прогнозах, недостаточно продуманные планы, постоянный или временный дефицит информации, некачественные решения, слабая исполнительская дисциплина, плохие учет, анализ деятельности и контроль.
На посту
Учет, анализ и контроль – безусловно, важнейшие функции менеджмента. Однако их роль не следует переоценивать. При всей своей важности учет, анализ и контроль имеют смысл лишь тогда, когда способны реально поднять эффективность деятельности организации. Расходовать средства на совершенствование учета имеет смысл только в том случае, когда есть уверенность, что от этого улучшатся конкретные результаты работы. Это относится и к контролю, и к анализу.
Функция контроля имеет для менеджера особое значение. Контроль необходим менеджеру для того, чтобы:
• устранить неопределенность информации о текущем состоянии дел организации;
• предупредить возможность возникновения кризисных ситуаций, связанных с этой неопределенностью;
• постоянно поддерживать условия успешной деятельности предприятия.
Различают предварительный, текущий и заключительный контроль.
Предварительный контроль имеет свою стратегию, правила и процедуры. Его объектами обычно являются всевозможные ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т. д.).
Текущий контроль подчиненных осуществляется, их непосредственным начальником. Он проводится постоянно, вне зависимости от того, когда работа будет закончена и каковы ее результаты.
Заключительный, или конечный, контроль проводится по окончании работы над произведенной продукцией либо по истечении определенного заданного времени.
Процесс контроля и связанная с ним процедура складываются из трех взаимосвязанных этапов:
• выработка критериев и стандартов;
• сравнение с ними полученных результатов;
• выполнение требуемых регулирующих и корректирующих действий.
Хороший контроль должен отвечать следующим основным требованиям:
• своевременность;
• гибкость (способность отслеживать меняющиеся условия деятельности);
• нацеленность на конечный результат;
• высокий профессионализм;
• простота;
• экономичность.
Что должен делать руководитель предприятия? Не менее важен вопрос: как это делать, как руководить? Ответ на него дают методы менеджмента:
• экономические;
• административные (организационно‑распорядительные);
• социально‑психологические;
• воспитательные.
Рассмотрим их по порядку.
Рыба сама виновата: что попалась на крючок: не разевай рот на чужое добро.
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ, польский сатирик