О том, как можно потерять всё, что имеешь, и ещё остаться должным
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке
Каждый предприниматель желает побольше заработать, поменьше затратив при этом средств или труда. Но на этом пути его ждет множество вариантов, при которых он сам теряет многое, а нередко и все, что имеет, оставаясь с носом. Технология современного мошенничества развивается в ногу со временем, и параллельно с развитием бизнеса развиваются современные способы обмана и отнятия средств у честных коммерсантов.
Основные методы обмана в сфере бизнеса
1. Получение Предоплаты. Чаще всего предприниматели попадаются на том, что, польстившись на выгодную цену или интересный товар и поверив партнеру, производят предварительную оплату за данный товар, полную или частичную, а когда приходит время получать обещанное, с удивлением обнаруживают, что продавец или исчезает вовсе, или решительно отрицает факт получения денег.
Я сам попадался на эту уловку мошенников. В то время наше предприятие занималось торговлей рисом мелкооптовыми партиями. Мы привозили импортный рис из портового города за сотни километров, неся при этом транспортные расходы. И вот однажды один из наших покупателей сказал, что видел рекламное объявление в местной газете, где рис предлагается по цене, гораздо низшей, чем наша. Мы заинтересовались, позвонили по указанному телефону: действительно, фирма предлагает рис хорошего качества и по удивительно низкой цене. Мы договорились с директором этого предприятия о встрече, приехали к нему в офис. Находилась фирма в самом, центре города, в хорошо обставленном, помещении с традиционным набором оборудования: офисная мебель, пара компьютеров, секретари усиленно названивают по телефонам, столы завалены бумагами. Директор, парень 25-30 лет, рассказал, что они по бартеру на днях получают партию риса и хотят ее побыстрее сбыть, так как рис для них - случайный эпизод, а им срочно нужны деньги для их традиционного бизнеса. Поэтому, мол, они не гонятся за ценой и даже готовы немного уступить. Ну как было не клюнуть на такую хорошую наживку! Мы сделали предоплату наличными в размере 50 процентов от всей суммы, а окончательный расчет договорились произвести после получения товара, то есть через неделю.
Однако через неделю телефоны фирмы перестали отвечать, а дверь офиса оказалась закрытой на замок. Еще через неделю ее опечатали хозяева помещения: комната вместе с мебелью сдавалась в аренду на непродолжительное время. Как выяснилось, мы были не одни в своем, несчастье: ловкий "директор" фирмы успел получить предоплату "за рис" еще с трех коммерческих предприятий, и везде по очень выгодным ценам. К моменту расчетов с предприятиями фирма бесследно испарилась, захватив с собой изрядную сумму денег.
Мне известно множество случаев, когда люди, имея на руках красивые договора, доверенности, накладные, образцы товара и так далее, производя предоплату, навсегда расставались со своими денежками, не приобретая ничего взамен. Многие из них пытались искать мошенников и через правоохранительные органы, и частным образом, но в большинстве случаев безуспешно. Документы оказывались фиктивными, реквизиты несуществующими, фамилии руководителей вымышленными.
2. Подмена качества товара. Одним из наиболее распространенных способов обмана является продажа товара худшего качества, чем тот, который вам предъявляли в момент заключения договоренности.
Механизм осуществления сделки предельно прост и, наверное, в силу своей простоты, Лень эффективен для мошенников. Как правило, во время переговоров предлагается и демонстрируется товар высокого качества и на качестве товара не делается акцент - обсуждение в основном идет вокруг цены и механизма поставки. Покупающая сторона теряет бдительность и осторожность, увидев в наличии всю партию товара и вдохновившись полученными скидками и красиво оформленными документами. Товар, как правило, упакован, а распаковать выборочно хотя бы несколько упаковок покупателю обычно не приходит в голову. Получив товар, он производит полный расчет, а после, иногда спустя несколько дней, распечатав все приобретенное, обнаруживает, что купил "кота в мешке".
Я знаю случаи, когда в упаковке сливочного масла предприятия приобретали маргарин, а вместо высококачественной крупы - низкосортную сечку. Один предприниматель, многие годы торгующий сахаром, умудрился купить двадцать тонн речного песка, аккуратно упакованного в сахарные мешки, с этикетками, сертификатом качества и прочими "примочками". Вспомним добрые старые социалистические времена, когда у фарцовщиков можно было втридорога купить... половину джинсов,, аккуратно упакованную в запечатанный фирменный пакет. Другая половина в это лее время продавалась другому такому же счастливчику. 3. Обвес И Обсчет. Наиболее простым и широко распространенным способом обмана покупателя является механизм, при котором вы платите за одно количество товара, а получаете несколько меньшее. Каждый из нас ежедневно сталкивается с розничными торговцами, взвешивающими и отмеряющими различные товары. Ни для кого не секрет, что базарные весы в большинстве своем "заряжены", то есть настроены на завышение реального веса товара, гири зачастую высверлены и залиты другим металлом, в общем, существует множество способов обвеса в розничной торговле. Аналогичная ситуация наблюдается и в оптовой торговле, где также часто возникает недостача товара в оптовых его партиях. Ведь "заряженными" бывают и автомобильные весы, или частенько подгружается балластом пустой грузовик и так далее. Для каждой группы товара у мошенников существуют свои способы фиктивного увеличения веса или количества товара, поэтому предприниматель должен заранее просчитывать возможные варианты обмана и предельно внимательно проводить приемку товара по количеству и качеству. Опытный кладовщик или завскладом никогда не примет товар, не пощупав руками каждую его единицу.
Я сталкивался с фактами, когда в фурах не хватало до 20 процентов весового груза, когда в маркированных мешках не доставало по 1-2 килограмма сыпучих продуктов, да и штучный товар частенько бывал неукомплектованным, несмотря на запечатанные фирменные упаковки.
Самое обидное при таких потерях то, что если недостача не выявлена сразу же при приемке товара, позже бывает фактически невозможно обнаружить, на какой стадии вы понесли потери и кому предъявлять претензии по поводу убытков. Ведь обман или ошибку мог допустить не только отправитель; это могло произойти и на стадии перевозки, погрузки, разгрузки, да и на вашем собственном складе, как это ни прискорбно сознавать. Как бы там ни было, а убытки от недостач иногда могут даже превысить вашу плановую прибыль от всей партии товара, так что будьте осторожны.
Очень популярным среди мошенников и нечистых на руку предпринимателей является облапошивание клиента при наличном расчете. Как правило, это происходит в случаях, когда в расчетах участвуют большие суммы денег в купюрах. Механизм обмана предельно прост: когда деньги попадают в руки "кидалы", часть стопки купюр тут же подворачивается и оказывается в рукаве, кармане, сумке и так далее (элементарная ловкость рук фокусника), а оставшаяся часть суммы пересчитывается у вас на глазах, и в ней, естественно, не хватает определенного количества денег. Бывает, что купюры большего достоинства подмениваются более мелкими. Доказать мошенничество, произошедшее фактически у вас на глазах, невозможно без предварительной подготовки, тем более что у такого рода специалистов хорошо отработан механизм "сваливания" с места преступления. Единственный способ избежать подобного обмана - подсчет денег производить на столе на глазах получателя, не передавая их в чужие руки, пока покупатель не согласится с размером суммы и пока вы не получите то, за что платите.
Когда-то в молодости я повелся на предложение сделать выгодную обменную операцию. В то время только вводились украинские купоны, их курс стал резко падать, и какой-то меняла предложил мне произвести обмен на российские рубли, более стабильные на тот момент, по хорошему курсу. Я согласился, внимательно пересчитал свои деньги перед вручением их моему благодетелю, а он при этом вручил мне стопку российских купюр. Пересчитав их, я обнаружил, что не хватает одной сотни. Меняла, удивившись, что недостает одной бумажки, попросил стопку обратно и, пересчитав их у меня на глазах, согласился с тем, что одной купюры действительно не хватает - достал ее из кармана, положил в общую стопку и передал мне. Пересчитывать дважды считанные деньги снова я не стал, мы попрощались и разойтись, довольные друг другом. Однако мое довольство закончилось, когда я снова достал полученные деньги: из пятнадцати тысячу меня осталось только четыре с хвостиком.
Современные кидалы настолько усовершенствовали свои технологии, что порой трудно даже предположить, где и каким способом они смогут вас "прокинуть". Среди моих друзей и знакомых фактически каждый хоть раз, да оказывался жертвой такого мошенничества. Поэтому будьте бдительны, господа предприниматели! Кидалы любят лохов. 4.Пользование Чужими Деньгами И Переигрывание Договорных Условий. Этот способ облапошивания клиента широко используется юридическими лицами, не слишком чистоплотными в проведении финансовых операций. Процедура обмана, как правило, осуществляется следующим образом. Предприятие предлагает продать необходимый вам товар на выгодных условиях. Товар и условия договора вас устраивают, и вы производите оплату. После этого вдруг оказывается, что в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств вы не можете получить то, за что заплатили: то ли товар на складе закончился, то ли цена его оказалась гораздо выше оговоренной, то ли кто-то из менеджеров дал вам ошибочную информацию и так далее. В любом случае вам будет предложено немножко подождать или согласиться на изменение условий договора. А если договор у вас вообще пока не оформлен или оформлен недостаточно грамотно с юридической точки зрения, у вас не остается другого выхода, как соглашаться на дополнительные условия. Продавцу именно это и нужно. Поскольку деньги он уже получил, и чаще всего уже и истратил, он предлагает погасить свою задолженность другим товаром или оттягивает поставку договорного товара на неопределенное время. Такая ситуация позволяет вашему партнеру какое-то время пользоваться вашими деньгами, пуская их в оборот и получая соответствующую прибыль.
Для избежания подобных ситуаций следует проверять репутацию, а главное, платежеспособность ваших будущих партнеров и прежде, чем производить оплату, убедиться в том, что необходимый вам товар присутствует на складе предприятия в нужном вам количестве и соответствует договорному качеству.