Как найти свое направление
Если традиционная схема не работает,
Следует построить работу
С точностью до наоборот
Пытаясь развиваться в сфере бизнеса, предприниматели сознательно или бессознательно стремятся найти в окружающей жизни аналог того, чем они занимаются, и выстраивать свою работу согласно уже действующей где-то схеме. В результате такой тенденции многие предприятия, особенно в сфере торговли и в сфере услуг, похожи друг на друга как близнецы-братья и составляют друг другу серьезную конкуренцию. Конечно, каждый старается в чем-то превзойти своих предшественников или конкурентов, придумать определенные нововведения и чем-то отличиться от других. Однако иногда выгоднее строить свой бизнес на прямо противоположных, чем у ваших конкурентов, основаниях.
Брат моей жены, Евгений, одно время был руководителем самого дорогого и престижного в городе ресторана, расположенного на центральной площади, возле гостиницы "Интурист", в окружении крупных банков и государственных учреждений. Имидж элитного заведения напрашивался сам собой и поэтому целенаправленно формировался. Позже Евгений отошел от этого бизнеса, работал по другим направлениям предпринимательской деятельности.
Но спустя некоторое время его как хорошего специалиста в области ресторанного бизнеса пригласили на должность директора другого ресторана, __
Некогда также довольно популярного, но подрастерявшего былую славу и респектабельность. Первоначальное знакомство с заведением разочаровало Евгения: ресторан был удален от оживленного центра города, интерьер не обновлялся уже много лет, персонал слабый, и, как следствие, посетителей не густо. Стало понятно, почему за истекший год учредители сменили уже третьего директора, пытаясь сделать заведение рентабельным.
Каждый из предшественников пытался сделать ресторан как можно более фешенебельным: усложняли меню, одевали персонал в фирменные ливреи, обновляли посуду, нанимали ансамбль варьете - но все это влекло за собой все новые и новые расходы, не принося увеличения доходов.
Евгений решил оставить попытки сделать из ресторана элитное заведение и пойти в обратном направлении, превратив его в "забегаловку" в прямом смысле этого слова. Было решено создать уютное местечко, куда можно зайти даже ненадолго в любое время суток, пропустить рюмочку водки или бокал пива, выпить чашку кофе или стакан сока. В меню были простые блюда, доступные по щепе и человеку со средним доходом.
Со временем в соседних помещениях были организованы зал игровых автоматов, бильярдная, дискотека. В дневное время ресторан предлагал своим посетителям недорогие комплексные обеды, рассчитанные на служащих многочисленных офисов и контор, располагающихся в прилегающих кварталах. По вечерам молодежь в перерывах между танцами осаждала барную стойку, а кое-кто мог позволить себе и столик с заказом посерьезнее. Большой популярностью пользовалась бильярдная, и вошедшие в азарт игроки могли перекусить прямо здесь.
Главным козырем в привлечении посетителей стало то, что первые пятьдесят девушек приглашались на дискотеку бесплатно. Барышень постарше в ночном зале угощали кофе и сигаретами за счет заведения. Да и программа стриптиз-шоу привлекала немало посетителей. По мере развития дела удалось выделить часть прибыли на улучшение вентиляции в ресторане, на покупку необходимой музыкальной аппаратуры. Штат заведения пришлось увеличить почти в три раза - а это говорит об увеличении объема работ, а значит, и об увеличении количества посетителей.
Сейчас это заведение заслуженно называется лучшим ночным молодежным клубом города и является излюбленным местом молодежной тусовки.
Всякое новое - это хорошо забытое старое
Часто предприниматели мучаются над изобретением чего-то нового: новых услуг, новых схем или форм бизнеса - забывая о том, что потребности людей хоть и меняются, но в главном остаются неизменными. Люди по-прежнему нуждаются в пище, вкусной и здоровой, в одежде, теплой и удобной, в жилище, надежном и комфортном, сексе, безопасном и приятном.
Поэтому главное в торговле и сфере услуг - найти адекватный способ для удовлетворения этих основных человеческих потребностей. Критерием адекватности будет своевременность данной услуги и соответствие ее стоимости финансовым возможностям клиентов. Как говорится, главное, чтобы наши желания совпадали с возможностями клиентов. Один из моих однокурсников, Василий, устав от нищенского существования в качестве преподавателя университета, бросил педагогическую карьеру и решил заняться предпринимательством. На всякие уговоры не спешить, подумать, подготовиться он не поддавался, хотя и сам совершенно смутно представлял себе свое будущее. После некоторых раздумий он решил, что студенты совершенно не обеспечены дешевой, добротной и быстро добываемой пищей, а ведь большинство из них не успевает позавтракать до занятий и остается голодным до обеда.
Вспоминая нашу студенческую жизнь в Киеве, мы частенько поминали маленькое кафе на Хрещатике. Оно располагалось в полуподвальном помещении и славилось тем, что в любое время предлагало своим посетителям кружку горячего молока прямо из обыкновенных столовских титанов и свежайшие ароматные бублики. Большая чашка молока стоила 8 копеек, бублик - 5 копеек. Голодному студенту вполне хватало пары бубликов и одной чашки молока. Главное, это было очень вкусно, очень дешево и чрезвычайно быстро. Несмотря на постоянную очередь, ожидание длилось всего 2-3 минуты за счет полного самообслуживания: посетитель сам наливал себе кружку молока, сам брал нужное количество бубликов, а расчет два кассира производили моментально. Там даже стульев не было - высокие стойки вдоль степ и посредине зала не были предназначены для посиделок.
Василий решил не изобретать велосипед, а воспользоваться, старой и проверенной идеей. Недалеко от учебных корпусов университета он нашел подходящее помещение и взял его в аренду. Косметический ремонт и оснащение нехитрым оборудованием из какой-то безнадежно "уснувшей " столовой не заняли много времени и средств. Василий исходил из установки сделать все как можно проще и дешевле, чтобы стоимость вложенных средств как можно меньше отражалась на стоимости отпускаемых продуктов. Он заключил договор с ближайшей мини-пекарней на поставку свежайших бубликов, добыть молоко оказалось еще проще - и кафе "Горячее молоко " заработало.
Когда я впервые зашел к Василию, мне показалось, что вернулись мои студенческие годы: тот же интерьер, те же стойки, тот же титан с горячим молоком и подносы с чашками, запахи свежего хлеба и парующего молока и очередь, в которой собирались не только студенты, но и школьники, и учащиеся ПТУ, и рабочие, и водители автобусов, и безденежные пенсионеры. Я получил настоящее удовольствие от пищи и от воспоминании, заплатив за это меньше, чем за пачку самых дешевых сигарет или бутылку пива.
Труднее всего продать интеллектуальный товар
В странах экономически слаборазвитых или пребывающих в состоянии кризиса нехватка финансовых ресурсов сказывается в первую очередь на гуманитарных сторонах жизни общества. Это выражается в ухудшении финансирования образования, культуры, искусства. И это не удивительно, ведь в первую очередь люди стремятся удовлетворить свои природные потребности в пище, крове, безопасности, а затем уж искать интеллектуальные и эстетические удовольствия.
Наше отечество не является исключением из этого правила, поэтому и у государства, и у частных лиц средства на образование, искусство и культурные развлечения находятся не всегда и в явно недостаточном количестве. В связи с этим и бизнес в гуманитарной сфере развивается медленно. Но это не означает, что он в принципе невозможен, просто не пришло еще его время. Когда ныне процветающие производственные и торговые сферы бизнеса перенасытят рынок и придут в упадок, на арену выйдут направления, бывшие до того времени наименее прибыльными. Таков закон рыночного развития всякого общества.
Мне довелось наблюдать открытие одной из первых в Украине частных школ. Сама по себе идея не оригинальна: во всем цивилизованном мире наряду с государственным образованием существуют школы частные. Они, бесспорно, являются лидерами в плане качества образования, в них созданы более комфортные условия для содержания и обучения детей, там работают более квалифицированные специалисты и так далее. Однако, как вы можете понять, хорошая идея на почве нашей отечественной действительности может обернуться самыми невероятными проблемами и трудностями.
У авторов проекта трудности стали возникать еще до того, как они попытались что-либо сделать: получить разрешение {а впоследствии лицензию), помещение, государственный минимум финансирования и многое другое оказалось фантастически сложно. Появились запреты со стороны пожарников, санэпидемстанции, горархитектуры... Из контекста всей этой эпопеи явственно следовало, что такого рода учебные заведения не нужны городу и стране в целом. И это действительно так, с единственной поправкой, что не нужны они не городу или стране вообще, а государственным чиновникам от образования на всех уровнях, которые не намерены были делить и ограничивать свою власть.
Но в школах подобного типа давно нуждались и учителя, действительно заинтересованные в развитии образования, и родители, желающие дать своим детям образование, выходящее за рамки традиционной средней школы. Дело хоть и со скрипом, но потихоньку пошло. Горисполком выделил школе помещение бывшего детского сада, за средства спонсоров оно было приведено в порядок и оборудовано, управление образования вынуждено было выделить средства для финансирования этой школы наравне со школами государственными. Дополнительные предметы, расширенные курсы, факультативы и другие нетрадиционные формы обучения финансировались из родительской платы за обучение. Первый же набор учеников показал, что количество желающих получить платное образование намного превышает возможности школы, и конкурс среди поступающих можно было приравнять к конкурсу абитуриентов в лучшие вузы страны. Это налагало на организаторов огромную ответственность: учителей выбирали на конкурсной основе, тщательно готовили учебные планы, индивидуальные программы, разрабатывали уникальные, авторские методики преподавания дисциплин.
За пять лет существования школы ее коллективу пришлось более десятка раз выдержать попытки потопить эксперимент и со стороны министерства образования, и со стороны государственных структур различного уровня. Но несмотря на все бюрократические трудности, школа за эти пять лет стала бесспорным лидером по качеству и эффективности образования среди школ города: ее учащиеся стабильно побеждают на городских и областных олимпиадах по самым разным предметам. Благодаря прямым связям с зарубежными гимназиями и колледжами, дети часто бывают за границей, глубоко изучают иностранные языки, общаются с друзьями через Интернет, принимают у себя ровесников из Германии, Англии, Канады. В общем, школа уже достигла больших результатов и продолжает упорно двигаться в выбранном направлении.
Благодаря дополнительному финансированию, преподаватели имеют заработную плату, более достойную звания учителя, чем их коллеги в государственных школах, и, что немаловажно, большую самостоятельность в выборе учебных средств и программ. В настоящее время школа работает над организацией собственного спортивно-оздоровительного комплекса на базе полузаброшенного заводского ЦК.
Конечно, работать в таком учреждении и интересно, и выгодно, но все школы не могут стать частными, кому-то нужно учить детей из неблагополучных или необеспеченных семей, которые не в состоянии оплачивать образование своих детей в элитной школе. И действительно, так же, как существуют магазины различного уровня сервиса, услуги различной степени качества, точно так же в условиях рыночной экономики должны существовать и разного рода учебные заведения, рассчитанные на различные слои населения. Пока их чрезвычайно мало, и создавать их очень непросто, но кто не пытается, тот не может и достичь результата.
Только дурак учится на своих ошибках. Умный учится на чужих.
Предостережения начинающему предпринимателю
• Меньше обращайте внимание на внешнее оформление своего офиса, магазина, заведения. В первую очередь позаботьтесь о содержании вашей деятельности.
• Не спешите приобретать новый костюм, новый автомобиль, кейс и "Rolex" - лучше вложите эти деньги в дело.
• Если вы решили обновить свой офис, подумайте, станет ли лучше от этого продукция вашего предприятия.
• Принимайте на работу не тогда, когда вы можете принять работника, а когда вы не можете не принять его.
• Если с помощью рекламы вы можете повысить качество вашей продукции и снизить ее стоимость, тогда займитесь рекламой.
• Когда дела пошли хорошо, начинайте готовиться к тому, что скоро они пойдут плохо.
• Если дело начинается "через зад", значит, процесс идет нормально - не забывайте, в какой стране живем.
• Если работник просит повышения зарплаты, значит, он знает способ увеличения своей производительности труда.
• Не демонстрируйте свои успехи, так как умный их и без того заметит, а дурак все равно поймет неправильно.
• Если кто-то обещает вам быстрые и легкие доходы - не сомневайтесь: этот человек или мошенник, или гений. Но поскольку гении рождаются очень редко, то лучше не верьте ему - он принадлежит к первой категории.
• Когда у вас просят в долг, сошлитесь на то, что вам самим не хватает для дела пару миллионов.
• Если ваш работник считает себя незаменимым, для вас это сигнал о том, что его пора менять, пока у него не возникла мания величия.
• Если ваш помощник спорит с вами и дает советы тогда, когда вы в них не нуждаетесь, посоветуйте ему поспорить для начала с его женой или тещей.
• Если ваш компаньон однажды попытался совершить сделку за вашей спиной, значит, вам пора строить бизнес самостоятельно.