Вечный двигатель

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Написать эту книгу меня побудило не только стремле­ние рассказать историю вечного двигателя по-новому. Не­сомненно, длительная история попыток создания вечного двигателя, столкновения его сторонников и противников чрезвычайно интересна и поучительна. В ней фигурируют самые разные люди — ученые и проходимцы, короли и ре­месленники, архитекторы и богословы, бизнесмены и свя­щенники, мужчины и женщины. История вечного двига­теля — это одновременно и история становления и раз­вития многих направлений науки, в частности механики, гидравлики и, конечно, энергетики.

Вместе с тем существует и другая причина, приводя­щая к необходимости писать о вечном двигателе именно теперь. Она состоит в том, что попытки создать вечный двигатель не прекратились и в наш ученый век. Много­численные изобретатели работают над новыми проектами; многие инженеры и научные работники создают для них «теоретическую базу», а сами авторы и некоторые журна­листы пропагандируют соответствующие идеи в печати.

В отличие от прошлых времен авторы избегают термина «вечный двигатель», вводя другие, более «научные» слова (например, «инверсия энергии»). Однако дело от этого, естественно, не меняется.

Мне пришлось неоднократно участвовать как в экс­пертизе такого рода изобретений, так и в разборе жалоб изобретателей на консерватизм экспертов, отвергающих их предложения. В результате не только накопилась интерес­ная информация (и негативные эмоции), но и сформирова­лось убеждение, что необходима новая популярная книга о вечном двигателе, которая содержала бы развернутый ана­лиз ошибок современных его изобретателей. Их заранее обреченные на неудачу попытки продолжаются уже много лет; даже выступления в печати авторитетнейших ученых не смогли прекратить это пагубное поветрие.

Одна, по-видимому определяющая, причина стремления создать новый, необычный двигатель, работающий без ис­пользования каких-либо ресурсов, состоит в быстром раз­витии науки и техники: многие «чудеса» становятся ре­альностью. Поэтому представление о невозможности чего- либо часто воспринимается с большим трудом (или вовсе не воспринимается). Такой общественный настрой, осо­бенно у молодежи — явление вполне естественное. Однако на этой питательной почве иногда, при недостатке соот­ветствующих знаний, растут и сорняки — идеи внешне очень прогрессивные, но научно несостоятельные и по­тому в принципе нереализуемые. Новые вечные двигатели (так называемые вечные двигатели второго рода) относятся именно к этой категории.

Поэтому часть книги, которая посвящена современным изобретателям вечного двигателя второго рода, характери­зуется явно выраженной критической, негативной напра­вленностью.

Критиковать, не предлагая чего-либо лучшего, — не­благодарная задача для научного работника и инженера, которые по самому роду своей работы должны не столько отрицать, сколько создавать и помогать другим делать то же самое. Здесь же предложить лучшее (более совершен­ный вечный двигатель) в принципе нельзя. Остается только разъяснение и отрицание. Утешением может служить лишь то, что такая работа помогает направить на настоящее, по­лезное дело средства и усилия, которые были бы растра­чены на бесперспективные, химерические прожекты.

Нужно еще отметить, что критический научный анализ вечных двигателей и других подобных им устройств по­лезен тем, что вырабатывает умение отличать настоящие идеи от суррогатов — внешне заманчивых, но по существу негодных теорий и прожектов. Это особенно важно для молодежи. Здесь нужна не просто ссылка на нарушение за­кона природы, а терпеливый разбор этого закона. Практика показывает, что даже в этом случае не всегда удается убе­дить наиболее упорных изобретателей; но это уже другой вопрос, требующий психологического анализа. Главное — выработать соответствующее общественное мнение.

В конечном счете цель этой книги — способствовать по мере сил выполнению завета, который оставили в извест­ной статье «О легкомысленной погоне за научными сен­сациями» академики JL Арцимович, П. Капица и И. Тамм. Она заканчивается призывом выполнить важную задачу по­пуляризации достижений науки и техники, чтобы закрыть дорогу рекламе «чудес», дискредитирующих науку.

Введение к книге знакомит с некоторыми общими по­ложениями и с терминами, относящимися к вечным двига­телям.

Две первые главы посвящены вечному двигателю пер­вого рода, три последующие главы — вечному двигателю второго рода. В кратком заключении иллюстрируется мысль о том, что «энергетического тупика», от которого хотят спасти человечество современные изобретатели веч­ного двигателя, в действительности не существует и что настоящая энергетика имеет возможности обеспечить все разумные потребности человечества в энергии.

В конце книги приведена библиография для тех, кто захочет подробнее ознакомиться с темой. Список разделен на четыре части. Первая содержит литературу, как отно­сящуюся к общим положениям, затрагиваемым в книге, так и к научным, связанным с энергетикой. Во второй собраны книги и статьи, непосредственно относящиеся к истории вечных двигателей и критике ошибок его сторон­ников. Третья часть включает статьи, авторские свидетель­ства и книги, в которых изобретатели, а также вольные и невольные защитники вечных двигателей излагают свои взгляды. В последней, четвертой, части перечислены про­изведения художественной литературы, действующие лица которых — изобретатели вечных двигателей.

В работе мне оказали большую помощь и поддержку акад. АПН СССР В. А. Фабрикант, рецензент книги засл. деятель науки, проф. А. А. Гухман и редактор В. Д. Ви - ленский. Им я приношу глубокую благодарность. Считаю своим долгом также отметить помощь, оказанную в поиске библиографии по теме редактором Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина О. В. Звегинцевой.

Автор

Вечный двигатель

Тепловой насос — чудо или не чудо?

Напомним принцип действия теплового насоса[35] (о нем уже шла речь в гл. 3). Независимо от типа и конструкции это устройство выполняет, как правило, одну функцию — отбирает теплоту Qo c …

Утверждение закона сохранения энергии. Революция в понятиях и терминах

В предисловии к английскому изданию «Капитала» Ф. Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения вле­чет за собой революцию в ее технических терминах» [1.4]. Естественно, что такое событие, как установление …

Почему все же изобретают ррт?

До сих пор мы занимались в основном научно-техни­ческой стороной истории вечного двигателя, касаясь лишь попутно личных особенностей людей, связанных с ним. Но человеческая сторона дела тоже заслуживает внима­ния. Более того, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.