Управление эффективностью бизнеса

Развитие теории и практики стратегического управления

Идеи, заложенные в современных системах стратегического управления, в принципе, новыми не являются. Исторически развитие и распростра­нение этих принципов в зарубежной практике относится ко второй половине 1970-х годов и особенно — к 1980-м годам. Хотя и до этого в крупных компаниях практиковалось составление долгосрочных (на 10-15 лет) планов, в которых за отправную точку принималось некото­рое состояние организации в будущем. При этом было признано, что разработка планов сама по себе недостаточна, требуются еще и страте­гии, вплоть до конкретных мероприятий (в первую очередь инвестици­онных), необходимых для долгосрочного развития. Таким образом, уже тогда высказывались идеи о необходимости комплексного подхода к стратегическому управлению, охватывающего всю цепочку — от гло­бальных целей до реальных действий. Кроме того, было признано, что целевой подход не является альтернативой другим методам, а органич­но дополняет их для решения определенного круга задач (как правило, долгосрочного характера).

На определенном этапе принципы стратегического управления получи­ли определенное развитие и в нашей стране (еще во времена СССР), прежде всего в виде программно-целевого метода. Логика этого подхода все та же: распространить методы, применяемые на высоком уровне управления, на нижестоящие уровни и таким образом обеспечить целе­вую ориентацию всей системы управления.

Отправной точкой программно-целевого метода являлось дерево це­лей — структура, описывающая иерархию целей компании. При этом в верхней части дерева располагались основные (генеральные) цели, которые затем подвергались декомпозиции, вплоть до более детальных целей низшего уровня. Уже тогда было ясно, что цель предприятия не может быть выражена каким-либо одним, даже самым универсальным показателем. Дело в том, что экономика предприятия многогранна и состояние дел обязательно должно рассматриваться с нескольких раз­ных точек зрения. Этот факт нашел отражение не только в трудах тео­ретиков, но и в нормативных документах. Например, один из ГОСТов, утвержденный в 1980 г.[8], выделяет шесть основных направлений дея­тельности предприятия:

— управление выполнением плана производства и поставок про­дукции;

— управление качеством продукции;

— управление ресурсами;

— управление развитием производства;

— управление социальным развитием коллектива;

— управление охраной окружающей среды.

Конечно же, приведенный перечень несет на себе отпечаток социалис­тической экономики, далекой от рыночных отношений. И все же если сопоставить этот список со стратегическими перспективами, обозначен­ными Р. Капланом и Д. Нортоном (финансы, клиенты, процессы, обу­чение и развитие), то нетрудно провести достаточно определенные па­раллели. Впрочем, в данном случае важен не сам перечень точек зрения на экономику предприятия, а то, что этих ракурсов несколько, они взаи­мосвязаны, одни ракурсы определяются другими, но при этом ни один из них не претендует на исключительность.

В ту пору тема целевого управления была весьма популярной в эконо­мической литературе, а коллективом авторов под руководством акаде­мика А. Г. Аганбегяна были даже опубликованы примеры успешного внедрения комплексных программ развития на ряде советских предпри­ятий[9]. Тем не менее отсутствие инструментов для практической реали­зации (прежде всего — адекватных информационных технологий) су­щественно сдерживало как применение целевых методов, так и развитие самой методологи.

С тех пор и весь мир, и Россия сильно изменились в технологическом плане. Если раньше не каждое предприятие могло позволить себе при­обрести даже персональный компьютер, то сейчас Интернетом и графи­ческим интерфейсом трудно удивить даже школьника. Теория также не стояла на месте. Историческое развитие целевых методов управления привело к появлению новых концепций, которые заслуживают более подробного рассмотрения.

Управление эффективностью бизнеса

OLAP: история развития и характеристики

Идея обработки многомерных данных восходит к 1962 г., когда Кен Айверсон опубликовал свою работу «Язык программирования» (A Pro­gramming Language, APL)[25]. APL — это математически определенный язык с многомерными переменными и …

Сбор исходных данных

Несмотря на то, что процесс консолидации не является учетным про­цессом в классическом понимании, методология консолидации требует использования не только отчетности компаний группы, но и ряда до­полнительных показателей, необходимых как для …

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВРМ

Как уже отмечалось, ВРМ — это не только концепция управления, но и определенный класс информационных систем, поддерживающих эту концепцию. Возникает логичный вопрос: каково место информационных ВРМ-систем среди многообразия других программных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.