Тренинг и консалтинг

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР В ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОНСАЛТИНГЕ И ТРЕНИНГЕ

Описывая два конкретных случая из практики консультирования и тренинга в организации, мы отразим только одну линию — работу с видением организа­ции и организационных взаимодействий (vision) членами организации. Со­гласование субъективных видений или, по крайней мере, выявление и взаим­ный обмен ими — обязательный, часто основной компонент работы по форми­рованию команды, оптимизации делового взаимодействия в организации. В свою очередь, из этой линии мы вычленим и представим читателю такую ее составляющую, как использование метафор (метафорического языка) в каче­стве инструмента выявления и согласования субъективного видения органи­зационных взаимодействий. Уточним также, что речь пойдет о свободных ме­тафорах (в диагностике, консультировании, тренинге используются также за­данные метафоры, например: "Если бы ваша компания была государством, то каким? Монархией? Парламентской или президентской республикой? Опишите то государство, которое вам представляется, когда вы думаете о вашей компа­нии" и т. п.)

Консалтинг — это всегда интервенция. Даже диагностика организации уже является таковой, не говоря уже об активных этапах консультативного про­цесса — тренинге, внедрении структурных и функциональных изменений и инноваций (reengineering), организации процедур принятия решения в управ­ленческой команде и т. д. Конструктивность интервенции во многом зависит от используемых средств. И здесь можно говорить об особенностях и даже пре­имуществах использования такого инструмента, как метафора, при работе с субъективными видениями сотрудников какого-то фрагмента организацион­ной реальности по сравнению с использованием рациональных, понятийных конструктов.

Метафора — это иносказание, в котором объекты описываемой реальности, связи и отношения между ними заменяются иными, сохраняя при этом и под­черкивая главные с точки зрения генератора метафоры характеристики ото­бражаемых в ней реальных объектов и их отношений. Это преимущество зало­жено в самой природе метафоры.

Использование метафор активизирует ассоциативное и образное мышление. В силу этого метафора — прекрасный материал для личностных проекций. Порождая метафорический образ, человек вкладывает в него не только то, что он осознает в отображаемой реальности, но и свои бессознательные ее виде­ния, их эмоциональную окраску, ценностное отношение к этой реальности. Все это весьма важно при проведении диагностики.

С ассоциативностью и образностью связано также такое преимущество мета­форы, как ее эвристичность. Кроме заложенного в них генератором образа, метафорические объекты, их связи и отношения несут в себе свои собствен­ные характеристики — образ обладает относительной самостоятельностью. Поэтому, анализируя и развивая метафорический образ в соответствии с эти­ми характеристиками, можно не только увидеть ранее не осознаваемые компо­ненты реальности, но и/или прийти к такому ее видению, которое поможет из­менять ее в желательном направлении (например, увидеть пути решения про­блемы).

Выявляя осознаваемые и бессознательные компоненты субъективных видений, метафора тем самым преодолевает или смягчает возможные психологические защиты ее создателя, возникающие, например, как естественная реакция на психологическую интервенцию (при проведении интервью, на тренинговой сессии и т. п.). Одновременно метафора выполняет защитную функцию. Во - первых, метафорическое описание — это всегда "как бы", не совсем "по-насто­ящему". Во-вторых, метафора всегда многозначна, она может быть прочитана, проинтерпретирована по-разному. Поэтому за метафорой можно "укрыться", если описываемая реальность является значимой или травмирующей, или ког­да описание в прямой рациональной форме представляется для интервьюируе­мого психологически небезопасным. Видение, выраженное метафорически, легче принимается другими. То же самое можно сказать о принятии обратной связи, данной другим человеком и описывающей его видение тебя самого в метафорической форме. Неоднозначному "как бы" не стоит серьезно противо­стоять, нет нужды его оспаривать, даже если ты с этим видением не согласен (или если это вызывает негативный эмоциональный отклик).

И, наконец, можно говорить о высокой операциональности метафоры, усилен­ной игровым потенциалом, заложенным в ее "как бы": можно развивать мета­форический образ словесно или в рисунке, можно метафору инсценировать и развивать драматическое действие в соответствии с логикой ее персонажей, объектов, их отношений на тренинговых сессиях и т. д.

Высказав эти общие замечания, перейдем к описанию и анализу конкретных фрагментов консультативной и тренинговой работы.

Тренинг и консалтинг

Эффективные презентации — опыт VTSConsulting

Мультимедиа презентация – информационный и рекламный инструмент, который помогает решить следующие задачи...

Коммерческое предложение письмо

Предложение сотрудничества потенциальному клиенту в письменном виде принято
называть коммерческим предложением (КП). Его используют для того, чтобы продать
товар или услугу дистанционно, не прибегая к личным встречам.

Тренажер для создания идеальной фигуры

Тренажер для создания идеальной фигуры Сбросить с себя лишние килограммы, обрести легкость и красоту фигуры — желают многие из людей. Изнурительные диеты, разнообразные комплексы физических упражнений и ежедневные тренировки изматывают …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.