Тренинг и консалтинг

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ VIP-ТРЕНИНГ ОТ ПСИХОТЕРАПИИ?

Необходимо отдельно обговорить, что в решении проблем клиентов и в их обучении VIP-тренер должен четко отделять свою тренерскую роль от роли психотерапевта, которая время от времени будет возникать в его работе или навязываться обучаемым. Работа VIP-тренера отличается от работы личного психотерапевта по многим позициям.

1. Индивидуальный VIP-тренинг требует особого внимания к определе­нию задач и формированию "рабочего альянса" между клиентом и тренером. Клиент — обучающийся VIP — никогда не высказывает основных проблем сразу, ему нужно, чтобы произошло привыкание, разогрев, контакт. И, конечно, работа начинается с ответа на вопро­сы, которые ставит клиент. Но при этом, как правило, решается ряд других вопросов, потому что VIP-тренер обладает возможностью ре­шать проблемы, не называя их. VIP-тренер не только и не столько отвечает на вопросы клиента, сколько ставит другие вопросы. Его общение переводится с вопроса "что не так?", традиционного вопро­са психотерапевта, на "что так" и "что еще возможно". То есть обще­ние его и обучающегося строится не на негативе, а на позитиве и дает представление о спектре возможностей.

Заключая контракт, необходимо выяснить, какие цели ставит перед собой клиент, какие усилия он готов приложить для их достижения

И каковы критерии того, что изменения в желательном направлении произошли. Клиент ставит перед собой зачастую цели внешние, а тренер должен ориентироваться на такие пункты его внутренней жизни, как самочувствие, вариативность, спонтанность. Тренер не дает готовые рецепты, а помогает достичь комфортности в различ­ных ситуациях.

2. Именно из-за того, что между тренером и обучающимся возникает своеобразный альянс, для них очень важно не скатиться в отноше­ния переноса. В работе VIP-тренера существуют особенности пере­носа. По целому ряду причин "классический" родительский перенос и нежелателен, и с трудом достижим. Недопустимость регрессивных феноменов обусловлена в частности тем, что иногда тренинг прово­дится в непосредственной близости к рабочему времени и месту обучаемого, а следовательно, может иметь нежелательные послед­ствия. В процессе тренинга вполне возможны сиблинговые отноше­ния (отношения между людьми одного поколения, между братьями и сестрами). Тренер также может выявить в подробностях биографии клиента позитивные фигуры, зачастую им забытые, и время от вре­мени с ними идентифицироваться.

Смешение ролей VIP-тренера и психотерапевта в какой-то мере не­избежно, но главное отличие от психотерапевтического подхода со­стоит в том, что если в процессе тренинга возникают отношения пе­реноса, они мягко снимаются, а не углубляются и не анализируются, как в психотерапии. Если иногда тренер поневоле выступает в роли психотерапевта, то работа скорее ведется не в рамках аналитичес­кого направления, а в рамках "короткой терапии", направленной на решения. Восприятие роли тренера клиентом должно быть ближе к образу консультанта, советника или тренера в спортивной команде.

Для тренера, особенно имеющего опыт психотерапевтической рабо­ты, особое значение приобретает контроль за контрпереносом и от­каз от психотерапевтической позиции. Рабочим эффектом тренинга может быть улучшение самочувствия клиента или иное позитивное изменение, традиционно относящееся к сфере психотерапии. То же можно сказать и о любом обучении. Однако если обучающийся предъявляет проблемы, нуждающиеся в проработке в модели "кли­ент — терапевт", правильным решением будет предоставление ему информации о том, где и с чьей помощью они могут быть решены.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности в VIP-тренинге имеет свои особенности по сравнению с психотерапией.

А) В силу видимого характера части изменений работа не может быть полностью конфиденциальной. Если, например, интер­вью обучающегося, прошедшее во время тренинга, кому-то из его знакомых не понравилось, обучающийся получает от этих знакомых обратную связь, независимо от желания или неже­лания тренера. Мы не знаем мотивов человека, дающего та­кую "обратную связь", но клиент может под влиянием его мнения разочароваться в результатах тренинга, его могут смутить эти отзывы. Для того чтобы из-за этого у клиента не возникло неудовлетворенности своей работой на тренинге, которая может перерасти в конфликт, необходимо с самого начала, до оценки эффективности тренинга по конечному критерию (например, рост рейтинга клиента в СМИ), обсу­дить, кто и когда будет являться для него надежным экспер­том, чье мнение действительно будет значимым, а чье мнение ни им, ни тренером не будет приниматься во внимание. По­том это следует учитывать в работе — и, соответственно, на какие-то "обратные связи", по договоренности, не обращать внимания.

Б) Поскольку в целом ряде случаев в процессе тренинга жела­тельно участие специалистов по речи, движению или ко-тре - неров, владеющих определенными технологиями, VIP-тре - нинг изначально допускает работу целой команды. При этом эффективность тренинга возрастает, но у тренера возникают дополнительные проблемы взаимодействия в команде. Отно­шения с командой будут отнимать много времени и сил: не­обходимо удерживать общее направление, следить, чтобы ко- тренерами и другими специалистами ставились реалистичес­кие задачи, прописать эти задачи для всей команды. Кроме того, клиент, как правило, уже имеет своих консультантов, поэтому тренер должен найти свою роль в этой команде. Главное, что тренер с самого начала должен обговорить с обучающимся, это степень конфиденциальности работы, то есть в данном случае — в какой мере успехи клиента могут обсуждаться внутри команды. Необходимо подчеркнуть, что само обсуждение успехов обучаемого можно сделать также и элементом обучения, когда клиент присутствует на "конси­лиуме" работающих с ним специалистов.

В тех немногих случаях, когда работа все же происходит в группо­вом контексте, следует помнить, что некоторые задания принципи­ально не могут быть предназначены для обсуждения в группе, осо­бенно если они затрагивают личностные черты.

При индивидуальной работе задания (особенно если используется материал воспоминаний, сновидений и других глубоко личных пере-

Живаний) могут также проводиться в закрытой форме, предполагаю­щей, что обучающийся не делится с тренером содержанием пережи­ваний. Все чувства и воспоминания очень деликатны, и перед тем, как включать их в работу, тренер должен задать себе вопрос: "До ка­кой степени использование этого материала сдвинет ситуацию в сто­рону психотерапии и как этого избежать?". Если тренер использует в работе фрагменты биографии клиента, то, разумеется, биографичес­кий материал должен обсуждаться. Но, возможно, степень доверия, которая нужна при этом, превышает возможности жанра. И в такой ситуации это должно быть технически "отмаркировано". Например, задание тренера может звучать так: "Подумайте о нескольких ситуа­циях из Вашего прошлого, в которых проявлялось это Ваше каче­ство, — и решите, какие из них Вы мне рассказывать не будете". Та­кие приемы уменьшают сопротивление, увеличивают защищенность обучаемого, уменьшают установку на "как бы терапию".

4. Сеттинг тренинга должен диктоваться соображениями эффективнос­ти. Для одного обучающегося допустимы занятия на его рабочем ме­сте (при отключенной связи, желательно в нерабочее время), другой при всем желании не может обеспечить необходимую концентра­цию на занятии в этих условиях. Кроме того, для ряда учебных сес­сий необходимо оборудование — видеокамера, ковер на полу или просто большое зеркало, что не всегда есть на рабочем месте клиен­та. Еще одна тонкость: у деловых людей зачастую неожиданно изме­няются планы — и такие ситуации должны рассматриваться иначе, нежели в психотерапевтической модели. В любом случае вопрос о месте, длительности и времени проведения тренинга, о возможности изменения планов должен быть обговорен с самого начала. Напри­мер, если по взаимной договоренности это будет признано полез­ным действием, тренер может принять участие в деловой поездке обучаемого, что немыслимо в психотерапевтической ситуации. Ра­зумеется в этом случае должна быть предварительная договорен­ность: в качестве кого едет с клиентом тренер, будет ли в поездке время для занятий, возможность и необходимость получения клиен­том обратной связи от тренера и прочее.

Тренинг и консалтинг

Коммерческое предложение письмо

Предложение сотрудничества потенциальному клиенту в письменном виде принято
называть коммерческим предложением (КП). Его используют для того, чтобы продать
товар или услугу дистанционно, не прибегая к личным встречам.

Тренажер для создания идеальной фигуры

Тренажер для создания идеальной фигуры Сбросить с себя лишние килограммы, обрести легкость и красоту фигуры — желают многие из людей. Изнурительные диеты, разнообразные комплексы физических упражнений и ежедневные тренировки изматывают …

ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ СВОЕГО ОПЫТА

Подумайте над следующими вопросами: • Каковы были наши ценности? • Как мы выглядели в глазах друг друга? • Как бы мы хотели себя представить вовне? • Что можно было бы …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.