Шрифт, верстка, дизайн

Шрифты с засечками и без них

И шрифты с засечками, и шрифты без засечек име­ют достаточно длительную историю (рис. 3.18), при­меры тех и других можно найти в надписях, создан­ных тысячелетие назад. Со времени создания латинского алфавита шрифты с засечками стали преобладать в длинных текстах. Действительно до начала девятнадцатого века для высокой печати практически не было шрифтов без засечек. Возрас­тающая популярность шрифтов без засечек в пос­ледующие десятилетия обычно объясняется разви-

Seriffed

Sans Serif

РИС. 3.18. Сравнение архети­пов шрифтов с засечками и без засечек: Times Roman (верх­няя строка) и Helvetica (ниж­няя строка). Помимо наличия или отсутствия засечек оба об­разца шрифта различаются модуляцией толщины их штрихов (у шрифтов без засе­чек толщина штрихов в целом мало изменяется). Вообще шрифты без засечек следует набирать более разреженно для обеспечения достаточной разборчивости

Futura Optima

РИС. 3.19. Гарнитура Futura относится к геометрическим гротескам, более ранние вер­сии этой гарнитуры исполь­зовали правильную окруж­ность в качестве основы для округлых букв, при этом тол­щина штриха не изменялась вовсе. Наоборот, гарнитура Optima является гуманисти­ческим гротеском, ее черты четко соответствуют каллиг­рафическим корням шриф­тов с засечками тием новых форм печатной продукции, например, крупноформатной рекламы (ранее реклама напоми­нала то, что теперь называется газетными объявле­ниями).

Шрифты с засечками по-прежнему предпочита­ют для набора текстов, поскольку в целом их легче читать. А гротески используют скорее для выдели­тельных (display) целей, например для заголовков и других крупных надписей, хотя новейшие шрифты этого класса стали применяться и для набора тек­ста. Подобные шрифты — это не обычные, гуманис­тические (humanist) гротески, рисунок которых вдох­новлен не геометрией, а античными и ренессансными шрифтами. Гарнитура Optima — одна из таких гу­манистических гротесков, и она часто используется для набора длинных текстов (рис. 3.19).

Большинство популярных гротесков пришли из новаторских работ дизайнеров Баухаус (Bauhaus), немецкой школы дизайна, которая стала источни­ком самого современного дизайна в период между мировыми войнами. Одним из основных направле­ний школы Bauhaus был отказ от бесполезной орна­ментации и упрощение объектов до их функциональ­ного минимума, в надежде на то, что чистая функциональность обладает собственной красотой и эстетическими достоинствами. Дизайнеров инте­ресовала новая форма знаков алфавита, и многие популярные шрифты появились как результат этих поисков.

Одним из таких шрифтов стала гарнитура Futura Пауля Реннера (Paul Renner), она осталась популяр­ной, пройдя различные переработки и улучшения (дожив до великого возрождения в 1980-х годах). Другим гротеском, часто используемым для набора

Текста, стала гарнитура Univers Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger), которую он проектировал в 1950-х и 1960-х годах.

Насыщенность

Другой отличительной характеристикой шрифта является его насыщенность11 (weight), определяемая толщиной основных штрихов букв. В зависимости от толщины этих штрихов насыщенность шрифта обычно простирается от светлого (light) до жирного (bold).

Насыщенность шрифта описывают многими терминами, и не все из них являются общеприня­тыми. Некоторые отдают дань традиции, а другие отражают стремление присвоить более характерные и описательные названия новым начертаниям12 су­ществующих гарнитур (рис. 3.20).

Насыщенность шрифта зависит от множества причин. Как сказано в разд. «Формат Multiple Master» данной главы, насыщенность может изме­няться от одного мастер-образца к другому для того, чтобы компенсировать визуальные изменения в бук­вах в зависимости от кегля. Более мелкие буквы нужно создавать чуть-чуть насыщеннее.

Часто насыщенность шрифта определяется ис­торическими, эстетическими или практическими причинами. Например, металлический шрифт ста­рались выполнить насыщеннее, чем в последующие времена, потому что современные печатные техно­логии требуют более четких форм.

Когда в середине восемнадцатого века Джон Баскервиль (John Baskerville)13 изобрел способ по­лучить бумагу с более гладкой поверхностью (так

Futura Light Futura Book Futura Medium Futura Heavy Futura Bold Futura Extra Black

ITC Garamond Light ITC Garamond Book ITC Garamond Bold ITC Garamond Ultra

РИС. 3.20. Шрифты в гарниту­ре обычно различаются насы­щенностью. Правда, в пределах гарнитуры названия, данные этим начертаниям, имеют отно­сительные значения, абсолют­ных определений не существу­ет. Например, в других шриф­тах жирное начертание Futura Heavy получило бы название просто полужирного (bold), а то, которое в гарнитуре Futura называется Bold, — сверхжир­ного (extrabold). Гарнитура Garamond (ITC) воздерживает­ся от названий сверхжирное (extrabold) или жирное (black) начертание, а сразу переходит к ультра (Ultra) как сокраще­нию от ультражирного

Называемую веленевую бумагу), стало возможным проектировать шрифт с более тонкими штрихами и изящными формами. Не существует определения, что значит полужирное начертание (bold), это сугубо относительный термин, который исполь­зуется только для того, чтобы отличать одно начертание от другого.

Шрифт, верстка, дизайн

Презентабельная и оригинальная рекламная брошюра

Процесс рекламирования товаров и услуг сложный и творческий. От успешности рекламной кампании может зависеть очень многое. Как минимум судьба вложенных в нее финансовых средств. Именно поэтому среди широкого комплекса предложений, …

Дизайн дитячої кімнати

Кожна дитина повинна мати свій власний простір, облаштований відповідно до її уподобань та вікових потреб. Найперше, особиста кімната має бути безпечною та зручною. Створена в ній атмосфера малюку повинна подобатись, …

Настольные системы меняют правила

В начале 1980-х годов неожиданная серия техноло­гических перемен произвела революцию в работе со шрифтом. Во-первых, настольные (персональные) компью­теры получили достаточно памяти и вычислитель­ной мощности, чтобы выполнять работу специали­зированной наборной системы, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.