Переходная антиква
Как следует из названия, переходные31 (transitional) антиквы представляют переходную фазу от эстетики старинной антиквы к более «современной» —
Mobe Mobe
РИС. 3.26. Гарнитура Italian Old Style (верхняя строка) фирмы Monotype — классический пример венецианской антиквы, которая основана на образцах конца пятнадцатого века. Ее отличительными признаками являются очень слабый контраст между основными и вспомогательными штрихами, сильный наклон оси овальных букв, заметный в букве о, расширенные засечки на вершине прописной М, круто наклоненная засечка у буквы Ь, наклонная перемычка у буквы е. Гарнитура Stempel Garamond (нижняя строка) отражает изменения, которые внес знаменитый француз: больший контраст, более узкие засечки, более вертикальная ось овальных элементов и горизонтальная перемычка у буквы е
Mobe Mobe
РИС. 3.27. Переходная гарнитура Baskerville (верхняя строка) отразила движение от старинной в сторону новой антиквы. В сравнении со старинной гарнитурой Bembo (нижняя строка), она демонстрирует более сильный контраст в насыщенности штрихов (особенно в букве М), засечки стали ближе к горизонтали (как в букве b) и ось наклона овалов стала вертикальной (заметно в букве о) новой (modern). Этот переход начался в конце семнадцатого века.
Одной из особенностей переходной антиквы стало усиление контраста между основными и вспомогательными штрихами. Это можно заметить в классических шрифтах Уильяма Кезлона (William Caslon)32 начала восемнадцатого века, вариации которых также продолжают применять. Хотя по другим эстетическим причинам шрифты Кезлона обычно относят к старинной антикве.
О переходных гарнитурах традиционно говорят, что они появились из желания создать новый разумный рисунок шрифта для короля Франции Луи XIV. Рисунок такого шрифта не восходит к каллиграфическим или историческим образцам, а основан на рациональных принципах математики и, как считали тогда, на природных пропорциях. Хотя созданная антиква, так называемая romain du гог (королевская антиква), стала личной собственностью королевских печатников, она теперь носит имя того, кто восстановил ее для широкого коммерческого использования — Фурнье (Fournier)33.
Другой продуктивный шрифт того времени, Baskerville, также носит имя своего создателя, он демонстрирует классические черты переходного шрифта, как показано на рис. 3.27. В сравнении со старинными антиквами контраст между толщиной штрихов более выражен, что особенно заметно на строчных буквах. Кроме того, ось овальных букв (stress) теперь вертикальна, это придает строчным буквам отчетливо прямой вид.
Хотя число переходных антикв невелико, их, как и старинные антиквы, очень часто используют для набора книг, журналов и ежедневных газет.