Монотип: подсчет ширин знаков
Наборная машина монотип30 автоматизировала наборный процесс. В ней из котла горячего металла по одной отливались отдельные литеры (с удивительной скоростью) и составлялись в общую строку так, как если бы они набирались вручную. И, таким образом уменьшая огромную долю ручного труда, создавалась вся страница: снизу вверх, одна строка над другой. Когда рабочий цикл печати заканчивался, шрифт плавился, и все повторялось сначала, разбирать литеры по кассам уже не было нужды.
Принципиальным новшеством монотипа явилась возможность работы с клавиатурой и запись на перфоленту нажатий и команд форматирования (формата строк, величины отступов и т. д.). Затем перфолента использовалась для работы наборной машины так же, как лента применяется, например, в механическом пианино (пианоле).
Информация, записанная на бумажной ленте, по существу идентична той, которая в настоящее время записывается компьютерной программой, когда вы набираете текст в текстовом редакторе или программе верстки. Во-первых, фиксировалась ширина каждой буквы (перемещение каретки по- старому), затем значения этих ширин суммировались до тех пор, пока их сумма не достигала установленной длины строки. В конце каждой строки оператор должен был решить, что делать с оставшимся пространством в конце строки: оставить его как у пишущей машинки или распределить его поровну между словами строки, растягивая строку до максимально допустимой длины. Этот процесс,
М
2 4 6 8 10 12 14 16 18
2 4 6 8 10 12 14 16 18
•ММ 1
2 4 6 8 10 12 14 16 18
РИС. 1.9. В монотипе, использующем схему из 18 единиц для задания ширины символа, каждый знак должен попадать в одну из заранее предусмотренных категорий. На рисунке буква М (вверху) равна 15 единицам, буквар — 8 единицам, а буква і — только 4 единицам
РИС. 1.10. Таблица, отображающая, как в шрифте для монотипа распределяются знаки по категориям в соответствии с их относительными ширинами, значения которых указаны в столбце слева. Большинство знаков имеют ширины 9 и 10 единиц. Хотя комплект знаков на рисунке правильный, их ширины (знаки взяты из современного цифрового шрифта) лишь приблизительные
5 |
□ |
0 |
1 t |
( |
> |
0 |
1 |
І |
І |
[ ' 0 |
||
6 |
І |
/ |
І! |
F |
- |
J |
F |
І |
/ |
; D D |
||
7 |
С |
Г |
S е |
) |
( |
R |
S |
T |
J |
V 0 z |
||
8 |
T |
1 |
* b |
G |
0 |
> |
I |
Z |
С |
E |
Z |
S t > |
9 |
/ |
□ |
9 7 |
5 |
3 |
1 |
0 |
9 |
7 |
5 |
3 1 0 |
|
9 |
І |
□ |
□ 8 |
6 |
4 |
2 |
$ |
- |
$ |
8 |
6 |
4 2 П |
9 |
X |
K |
У d |
H |
A |
X |
J |
G |
0 |
A |
P |
F L T |
10 |
А |
Fi |
И п |
S |
V |
У |
P |
U |
N |
Q |
ВОЕ |
|
10 |
D |
□ |
Fl р |
Fi |
Fl |
Q |
K |
B |
H |
D |
V |
Y G R |
11 |
Н |
& |
J S |
Ce |
Л |
Ff |
□ |
Z |
□ |
Ff |
X |
И К N |
12 |
О |
L |
С F |
W |
£ |
Ae |
L |
P |
F |
? |
M |
Z QG |
13 |
Е |
&с |
Q V |
С |
В |
T |
О |
E |
A |
W |
P |
T R В |
14 |
D |
А |
Yfflffi |
M |
Ce |
Y |
U |
G |
R |
CE |
Ж w V |
|
15 |
К |
N |
H ffl ffi |
X |
D |
N |
К |
H |
M |
& |
П ^ u |
|
18 |
СЕ |
Ж |
3/4 Vi |
Vi |
W M |
— |
MW% CEJEJ |
Называемый выключкой (justification), подробно обсуждается в гл. 10.
Для того чтобы достичь разделения ввода и вывода, каждый шрифт для монотипа должен был проектироваться с применением стандартного способа задания ширины каждого знака. Эти ширины выражались в единицах, определяемых для самых широких знаков, чаще всего М или Ж, которые имели ширину 18 единиц31, а более узкие знаки — соответственно несколько меньшую, как показано на рис. 1.9 и 1.10.
В процессе работы наборщика перфолента в монотипе, подобно нынешнему компьютерному диску, фиксировала два параметра: какой знак или пробел был нажат на клавиатуре и какова их ширина.
Принципиальное различие между тем, что было тогда и существует сейчас, состоит в том, что ширина знака современного шрифта определяется не как одна из 18 возможных, а как одна из тысячи или более вариантов. Знаки современных наборных шрифтов, таким образом, гораздо ближе к их естественно-историческим пропорциям. Дизайнерам шрифта больше не нужно беспокоиться об эстетических нарушениях, вызванных ограниченными возможностями наборной системы.
Наборная машина линотип (Linotype)32, которая появилась примерно в это же время, использовала подобную систему подсчета ширин знаков, но с другой целью. Вместо литья отдельных литер она создавала форму для целой строки и отливала ее целиком — line о'type (строка шрифта). Это строкооггыивная машина (linecasting machine) «прямого действия»: нажатие клавиши прямо преобразовывалось в действие машины, а не в запись для последующего вывода.