SOS — сигнал-призрак: что загубило Титаник
Создание азбуки Морзе в 1835 году положило начало новейшей эпохе в технике. А именно, благодаря этой азбуке появился самый узнаваемый сигнал бедствия SOS, годовщина выхода в эфир которого, по одной из версий, отмечается 10 июня. Правда, сначала он звучал совершенно по другому.
В 1904 году компания "Marcony Int. Company" предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ ("come quick" - "приходите стремительно"). Позже была добавлена ещё одна буковка D ("danger" - "опасность"), и сигнал стал звучать как CQD - "приходите стремительно, опасность". Он был утвержден 3 октября 1906 года на Моpской конфеpенции в Беpлине с ролью представителей 29-ти государств.
Позднее стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем очень много символов. Потому в 1908 году было предложено поменять его на самое обычное сочетание букв SOS. Таковой сигнал представляет собой комбинацию "… - - - …" (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно узнаваемый вопль о помощи, который позже начал зарастать легендами и расшифровываться как "Save Our Souls" (спасите наши души) либо "Save Our Ship" (спасите наш корабль) либо "Stop Other Signals" ("остановите другие сигналы").
С сих пор 48 раз в день на три минутки в эфире прерывались все другие сигналы (2 раза в - с 15-й по 18-ю минутку и с 45-й по 48-ю). В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.
Существует несколько версий, кто первым пользовался просьбой о помощи. По какой-то из них, в первый раз в эфире сигнал SOS прозвучал 10 июня 1909 года с пассажирского корабля "Кунард", потерпевшего катастрофу у Азорских островов. По другой - 14 апреля 1912 г. с грустно известного "Титаника". Радист тогда передавал оба сигнала - и SOS, и CQD. Но, как досадно бы это не звучало, на другом корабле, проплывавшем в зоне деяния сигнала, радист тогда отлучился.
С "Титаником" и сигналом SOS связана еще одна магическая история. 15 апреля 1972 года южноамериканский линкор "Теодор Рузвельт" принял сигнал SOS с затонувшего 60 годов назад корабля. Радист, очевидно, опешил и запросил сберегал. Ответ был размеренным и странноватым: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом.
Эта история не забылась. Радист "Теодора Рузвельта" постарался узнать, откуда же доносился этот странноватый сигнал. В военных архивах он отыскал донесения собственных коллег о том, что и они получали странноватые радиограммы - типо с "Титаника". Происходило это в 1924, 1930, 1936, 1942 годах - сигнал проходил раз в 6 лет. В 1978 году радист уже специально ожидал сигнала, и убеждал, что получил его. История с призраками "Титаника" довела его до поликлиники неврозов, но в апреле 1996 года в канадской газете "Сан" появилась заметка об следующем сигнале SOS с "Титаника", приобретенным канадским судном "Квебек".
Тогда уже ученые заинтересовались этим случаев. Гипотез выдвигалось несколько. Некие считают, что "в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала". Другие считают, что SOS с "Титаника" "пробил" время.
Некие исследователи-аномальщики убеждены, что Эдвард Смит, капитан реального "Титаника", незадолго да катастрофы получил собственный свой сигнал SOS. Этим ученые разъясняют его оцепенение и внезапную попытку поменять курс. И то, что реальный сигнал о помощи был передан приблизительно с двухчасовым запозданием.
Сигнал SOS передается только в случаях неизбежной опасности для жизни людей либо для судна. Время от времени мореплавателям приходится получать его в самых умопомрачительных случаях. К примеру, в один прекрасный момент сигнал бедствия был пойман с нидерландского торгового судна, перевозившего одичавших животных. По палубе расслабленно разгуливал лев, каким-то образом выбравшийся из клеточки. Команде пришлось запереться в каютах. Радист тогда выслал отчаянную просьбу о помощи: "Вызываю хоть какое судно с орудием на борту!"
SOS вышел за границы узко спец морской терминологии: на данный момент каждый ребенок знает, что он обозначает. Молвят, что на затонувшем "Курске" выстукивали конкретно SOS (хотя у подводников существует собственный сигнал - SSS).
Все же, к концу XX века мир равномерно стал перебегать на новейшую систему подачи сигналов бедствия ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспече