Новое мышление
Пока еще немногие менеджеры осознают необходимость гармоничного сочетания двух указанных подходов. Поскольку сильные стороны аналитической модели очевидны, а сама она глубоко укоренилась в управленческой практике, большинство руководителей просто не допускают мысли о другом варианте. Даже в ориентированной на моду компании Levi's один из старших менеджеров говорил, что мечтает о дне, когда функция интерпретации для взаимодействия между работающими на компанию обрабатывающими производствами станет наконец ненужной. Этот менеджер надеялся, что сможет внести в финальный
Процесс научную логику и сделать его более упорядоченным. Для этого он планировал обучить дизайнеров смежным техническим дисциплинам, чтобы они могли быстро придумывать новые способы обработки и стандартизировать их. Ему хотелось, чтобы его модельеры работали «по науке» — как это делают специалисты по биотехнологиям.
Любопытно, однако, чго и в сфере биотехнологий разработка новых продуктов далеко не «научна» в том смысле, в каком употребил это слово менеджер из Levi's. В действительности там порой используется модель поиска новых решений, поразительно напоминающая принятую із самой Levi's. Примером может служить один из лидеров отрасли, компания Chiron Corporation, головной офис которой расположен как раз напротив головного офиса Levi's — по другую сторону залива Сан-Франциско. Хотя во многих аспектах своей деятельности Chiron руководствуется принципами аналитического менеджмента, генеральный директор явно выполняет и функции интерпретатора. Он позиционирует свою компанию как центр, объединяющий исследования различных университетов и компаний. Стратегия этого руководителя состоит в организации постоянного обмена информацией между учеными его фирмы и всеми другими представителями сообщества, занятыми разработками в сфере биотехнологий. Чтобы обеспечить роль узлового пункта этого исследовательского сообщества, Chiron нередко делится с остальными сведениями о новых технологиях и возможностях их коммерческого применения, рассчитывая на то, что и собеседники в ответ раскроют компании имеющуюся у них информацию. Ученые из разных научных и коммерческих организаций стали регулярно обращаться к специалистам Chiron, чтобы услышать мнение о новых открытиях и получить совет по волнующим их техническим проблемам. Таким образом, Chiron удалось создать определенную коммуникационную модель, которую компания считает одним из главных стратегических активов.
Аналогичный подход использует и Клод Бланкит, чтобы привлекать новых членов в сформированное им сообщество промышленных прачечных. Если во время посещения той или иной прачечной Бланкит замечает какие-либо технические проблемы, он по собственной инициативе предлагает варианты решения, надеясь, что другая сторона из благодарности поделится собственными техническими секретами. С точки зрения аналитического менеджмента его диалоги, так же как и обсуждения, устраиваемые Chiron, можно считать взаимовыгодными сделками по обмену более или менее равноценной информацией. Но с интерпретативнои точки зрения они видятся скорее как шаг навстречу, чтобы положить начало долговременному сотрудничеству.
Утверждение, что одно и то лее действие молсет быть и аналитическим, и интерпретагивным, кажется на первый взгляд нелогичным. Однако по аналогии с современной физикой, считающей, что свет — это и частицы, и волны, деятельность любой бизнес-единицы можно рассматривать как с аналитической, так и с интерпретативной позиции. При определенных обстоятельствах одна из этих точек зрения может на какой-то период доминировать — в условиях растущей неопределенности целесообразно отдавать предпочтение методу интерпретации, — но только взгляд через обе призмы обеспечит руководителю глубокое понимание ситуации и позволит найти новые пути решения этих проблем.
Как, например, происходит определение области специализации? Когда компания пытается понять свои сильные стороны, она чаще всего применяет итеративный подход, периодически рассматривая, что она может делать при существующих ресурсах и что ей стоит делать с учетом ситуации на рынке. Это возвратно-поступательный процесс, интерпретативный по сути. Он почти всегда плодотворен, поскольку выявляет как новые возможности, так и новые ограничения. К сожалению, компании слишком часто торопятся объявить этот процесс завершенным: «Вот наши области специализации, вот продукты, которые мы будем выпускать, вот способы, которыми мы будем пользоваться для их производства». Характерное для аналитического
Подхода стремление подвести черту прерывает процесс поиска новых знаний. Опасность в том, что в условиях изменчивой среды такое поспешное решение может привести к катастрофическим последствиям. Компания будет эффективно производить очень качественный продукт, но он окажется никому не нужным.
Менеджеры-интерпретаторы, напротив, никогда не прекращают исследовать границы специализации компании, а порой даже намеренно выходят за них. Некоторые из производственных компании, деятельность которых мы изучали, имеют небольшие собственные предприятия розничной торговли. Есть магазины сотовой связи у Matsushita, джинсовой одежды — у Levi's, торговые подразделения, продающие медицинскую аппаратуру, — у компании Oticon. Розничная торговля вряд ли приносит этим компаниям особую прибыль и, безусловно, не относится к их основным занятиям, зато обеспечивает контакт с потребителями, позволяя опробовать новые идеи и получать из первых рук информацию, которую независимые торговцы им дать не могут. С позиций аналитического подхода, используемого компаниями для оценки стандартных оптовых и розничных каналов, существование этих торговых точек абсолютно неоправданно. Их роль становится понятной, только если взглянуть на них сквозь призму интерпретативного менеджмента.