Энциклопедия начинающего предпринимателя

Плюс туалетизация всей страны

Сегодня все говорят о «миссии» бизнеса. Ну, так вот: участников это­го рынка можно уважать хотя бы за то, что они делают наши города чище. При этом существует колоссальная и совершенно объективная потребность в таких услугах со стороны крупных городов, ведь обслу­живание мобильных кабинок намного проще и дешевле стационарных!

Войти в этот бизнес все еще не слишком трудно, поскольку стар­товый ценовой порог явно не высок. Так, для начала может хватить примерно трех тысяч долларов. Из них 1200 уйдет на покупку двух кабинок (скажем, в «Экосервисе» новую кабинку можно купить за 600 долларов). Можно, правда, попытаться сэкономить и приобрести б/у оборудование за 250-300 долларов. Но эксперты предупреждают: найти кабинки приличного качества по такой цене очень непросто.

Месячная зарплата оператора-кассира двух туалетных кабинок в столицах составляет 200-280 долларов, но в других регионах впол­не может хватить и 150, здесь следует ориентироваться на конъюнк­туру местного рынка труда. Каждая процедура очистки бака обходится примерно в 20 долларов, но маловероятно, что спецтранспорт придет­ся вызывать чаще, чем десять раз в месяц. Так что можно приплюсовать еще 200 долларов.

Важно, что за установку туалета (если только местные власти не пы­таются идти по веспасиановым стопам) не требуется вносить аренд­ную плату. Сами же кабинки просты в обслуживании и не требуют подключения к коммуникациям. В качестве билетов чаще всего исполь­зуются утвержденные Минфином «талоны строгой отчетности», а оп­тимизировать налогообложение можно с помощью «упрощенки». И, разумеется, никаких кассовых аппаратов!

Руководитель отдела маркетинга компании «Той-той коммуналь сервис» Евгений Шевляков считает, что две кабинки окупятся через 4-5 месяцев при цене 5 рублей за вход и потоке 200 человек в день. Добавим: «туалетная» проблема актуальна для любого крупного (или, скажем, ухоженного) города. Так что если удастся помочь властям реги­она решить ее, их лояльность к вам обеспечена.

Есть, впрочем, и неизбежные проблемы, которые часто отпугива­ют начинающих предпринимателей. По списку: административные барьеры, вандализм и текучесть кадров. Действительно, сложности на­чинаются на самом первом этапе — с документов, которых необходи­мо собрать, конечно же, целую пачку. Договор со службой горводока - нала, разрешения СЭС, градостроительного комитета и других органов власти. Но главное — получение лицензии на утилизацию отходов. И все же при желании излишней возни с документацией можно избе­жать: если закупить кабинки у опытных поставщиков. Начинающего предпринимателя не только снабдят пакетом документов, но и прокон­сультируют — как и с чего начинать, где и как ставить кабинки, что­бы они вписывались в городскую инфраструктуру. Такую поддержку региональным партнерам оказывают и «Той-той коммуналь сервис», и «Экосервис», и «МКАД-сервис».

Очень важно учитывать климатические условия эксплуатации. Так, опыт сингапурского филиала Toi Toi показал: при изготовлении кабин следует использовать такой материал, чтобы панели не «вело» на солн­це, — обычный пластик при температуре 35-40 градусов просто плавит­ся! Впрочем, в России каждый год с завидной неожиданностью приключается зима. В сильные морозы содержимое бака просто замер­зает. Кабинка простаивает — теряются деньги. Лишь недавно компания «Той-той коммуналь сервис» решила эту проблему за счет применения паровых камер и специальных растворов.

Другой тонкий момент — ценовая политика. Чтобы бизнес был рен­табельным, «точка» должна обслуживать хотя бы 100-200 клиентов в день при стоимости билета в 5 рублей. Но на ценах прямо сказывает­ся уровень достатка жителей различных городов — в России немало населенных пунктов, где 2 рубля за вход в кабинку — верхний предел. Итак, при всех оговорках, сеть мобильных туалетных кабин выглядит коммерчески привлекательным проектом, не требующим значитель­ных финансовых вложений и приносящим стабильные доходы.

Как ни верти, а кабинки — элемент городской инфраструктуры. К тому же этот бизнес сокращает расходы города на жилищно-ком­мунальные службы. Значит, необходимо заранее заручиться поддерж­кой местных властей, которые обязаны поддерживать чистоту и порядок. Так что чаще всего чиновники готовы идти предпринима­телям навстречу.

В этом смысле показателен опыт омского партнера компании «МКАД-сервис». В кооперации с местными властями появилась целая программа «Городской туалет», в ходе реализации которой было уста­новлено 200 мобильных кабинок. Со своей стороны поставщик, заин­тересованный в расширении сбыта, помог организовать установку, обслуживание кабинок и подготовить нормативную документацию.

Кстати, на этом рынке есть уже свои истории успеха. Главе калуж­ской компании «Экосервис-К» Михаилу Балашову удалось найти общий язык с мэром города. В результате главам районных администраций было поручено разработать схемы размещения передвижных кабинок, чтобы согласовать затем проект с управлением архитектуры и градо­строительства, а главный врач города получил задание обязать вла­дельцев кафе, рынков и других объектов обеспечить наличие туалетов для посетителей. Проще говоря, предприниматель не только сумел найти поддержку властей, но и пролоббировал нужные распоряжения. Если кому-то удастся повторить подвиг Балашова, то в ближайшем бу­дущем его последователи могут стать в буквальном смысле монополи­стами в обеспечении своих регионов мобильными туалетами.

Кроме климатических условий как таковых, следует учитывать еще и сезонный фактор. Скажем, в Сыктывкаре кабинки эксплуатируются только летом, а в Сочи — круглый год.

Главный вопрос — количество кабинок. Дмитрий Ястребов полага­ет, что с 50-60 кабин бизнес становится стабильным и рентабельным. Но вот начинать, по мнению Евгения Шевлякова, лучше с 2-3, посте­пенно докупая оборудование, и с десяти кабинок проект станет уже не­убыточным. При этом Дмитрий Ястребов все-таки советует стремиться к 100-150 точкам, если речь идет о городе с полумиллионным населе­нием. Кстати, на следующем этапе вам понадобится еще и резервный парк кабин для обеспечения массовых мероприятий — около 50 штук. Ну и, конечно же, средства дезинфекции — реагенты, поставляемые крупными специализированными компаниями (как правило, можно ис­пользовать накопительные скидки). Так, «Экосервис» рекомендует пре­парат Биола, а «МКАД-сервис» — средства Aqua Kem.

На первом этапе для очистки бака можно пользоваться городскими ассенизационными машинами. И все же с развитием сети, скорее все­го, придется сформировать собственный автопарк, ибо это — реаль­ная экономия. Начать можно с одной машины, которая в состоянии обслуживать до 80 точек в месяц. Ну и, наконец, понадобятся доволь­но значительные площади для хранения временно не используемых кабин. Здесь лучше всего подойдет территория недорогого склада или неработающего завода (была бы охрана).

Понятно, что обслуживание туалетов — работа трудоемкая и не са­мая популярная. Однако при достойной оплате труда работников про­блем с наймом не будет. Классика жанра — пара «бабушек», работающих посменно и получающих по 100-200 рублей в день.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПЕТР АВЕН

Авен Петр Олегович родился 16 марта 1955 года в Москве. Латыш. Дед Авена был латышским стрелком, служил в Латышской стрелко­вой дивизии, отец — профессор, специалист в области вычислитель­ной техники. В …

АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Андрей Игоревич родился 8 марта 1972 г. в Гомеле. Учился в физи­ко-математической школе-интернате МГУ, куда попал после республи­канской олимпиады по физике. В 1989 г. поступил на физический факультет МГУ им. …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

(П. 1 ст. 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Разработка авиационной техники, в том числе авиационной тех­ники двойного назначения. • Производство авиационной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.