biz > кредиты, лизинг, консультации

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Наиболее удобным «материалом» для экономического моде-лирования является математика: формулы, таблицы, схемы и т. д.
В качестве наиболее простого примера экономической модели рассмотрим формулу эффективности (Э):
Э = Р/3, (5.1)
где Р — результат деятельности; 3 — затраты на получение данного результата.
Эта модель просто и наглядно показывает, что эффективность прямо пропорциональна результату и обратно пропорциональна затратам.
Применим экономическое моделирование, например, для изучения производственных возможностей.
Производственные возможности показывают способность пред-приятия производить различные наборы (сочетания) товаров при постоянстве ресурсов и при условии их полного использования.
Пример 5.1
На необитаемый остров в результате кораблекрушения выброшена группа людей (небольшой остров здесь нужен для оправдания ограниченности его ресурсов). На острове водятся кролики, в реке есть рыба. Население острова в состоянии в день поймать в среднем:
либо 1 кролика и 6 кг рыбы,
либо 3 кроликов и 4 кг рыбы,
либо 5 кроликов без рыбы.
Построим график производственных возможностей.
Для этого будем откладывать по оси х количество ежедневно отлавливаемых кроликов, а по оси у — количество килограммов ежедневно вылавливаемой рыбы (рис. 5.1). Для каждого из возможных сочетаний улова отметим точки на графике и по ним построим кривую линию. Это и будет кривая производственных воз-можностей (показана на рисунке двойной линией). Кривая про-изводственных возможностей вогнута относительно начала координат, что говорит о характере зависимости между количеством добываемых источников пищи обоих видов: увеличение одного из них ведет к уменьшению другого, и наоборот.
Все точки кривой производственных возможностей соответствуют такому сочетанию товаров (добываемых источников пищи), которое возможно для данных условий или, как принято говорить, соответствует эффективному бизнесу. Это, например, 4 кролика и 2 кг рыбы. Точки, лежащие внутри кривой производственных возможностей, показывают такое сочетание товаров (количества кроликов и рыбы), при котором возможности обитателей острова используются не полностью. А точки, лежащие снаружи кривой, соответствуют такому сочетанию источников пищи, получение которого обитателями острова невозможно.
Построенная кривая соответствует вполне определенным воз-можностям обитателей острова: их количеству, умению охотиться и рыбачить и т. п. Стоит изменить эти возможности — и кривая пе-реместится на графике вправо (при росте возможностей) или влево (при их снижении). Это показано на рис. 5.1 с помощью одинарных линий. Нетрудно убедиться, что для линии уменьшившихся производственных возможностей количество улова уменьшается, а для линии увеличившихся возможностей — растет.
Итак, линия производственных возможностей позволяет решать следующие задачи:
— определить условия эффективного бизнеса;
— демонстрировать недостаток или избыток возможностей для конкретного сочетания производимых товаров;
— оценивать, за счет какого увеличения или уменьшения про-изводимых товаров можно прийти к эффективному бизнесу.
Рассмотрим еще два более реальных примера использования линии производственных возможностей.
Пример 5.2
Малое предприятие способно произвести и реализовать в день: либо 70 кг вареной и 20 кг копченой колбасы; либо 60 кг вареной и 45 кг копченой колбасы; либо 50 кг вареной и 65 кг копченой колбасы; либо 30 кг вареной и 85 кг копченой колбасы; либо 10 кг вареной и 92 кг копченой колбасы. Строим график производственных возможностей (рис. 5.2). С помощью графика производственных возможностей определяем степень эффективности бизнеса для следующих заказов на продукцию предприятия:
1. 70 кг вареной и 40 кг копченой колбасы;
2. 55 кг вареной и 55 кг копченой колбасы;
3. 30 кг вареной и 65 кг копченой колбасы.
Заказ 1 отвечает невозможному бизнесу, так как соответствующая ему точка оказывается вне пределов линии производственных возможностей; заказ 2 отвечает эффективному бизнесу — соответст-вующая точка лежит на кривой производственных возможностей; заказ 3 приводит к возможному, но неэффективному бизнесу, — точка оказывается внутри линии производственных возможностей.

Копченая колбаса
40
20
30
50
60
90
70
80
10 20 30 40 50 60 70
Вареная колбаса

В ситуации эффективного бизнеса (40 кг вареной колбасы и 75 кг копченой колбасы) спрос на вареную колбасу падает на 10 кг (до 30 кг). На сколько килограммов нужно увеличить производство копченой колбасы (спрос на нее не ограничен), чтобы сохранить эффективный бизнес? Из графика (рис. 5.2) видно, что для точки линии производственных возможностей, соответствующей 30 кг вареной колбасы, количество копченой колбасы должно быть равно 85 кг, т. е. на 10 кг больше.
Пример 5.3
Учреждение культуры способно эффективно проводить в год следующее количество мероприятий для молодой и немолодой части населения:
100 для молодых и 980 для немолодых;
300 для молодых и 900 для немолодых;
500 для молодых и 750 для немолодых;
700 для молодых и 550 для немолодых;
900 для молодых и 200 для немолодых.
Строим график производственных возможностей (рис. 5.3).
С помощью графика производственных возможностей определяем эффективны, неэффективны и возможны ли следующие сочетания мероприятий:
1. 500 для молодых и 200 для немолодых;
2. 600 для молодых и 650 для немолодых;
3. 600 для молодых и 700 для немолодых.

Для немолодых граждан
800
700
600
500
400
300
200
100 200 300 400 500 600 700 800
Для молодых граждан
900
Вариант 1 отвечает неэффективному бизнесу, так как ему на графике соответствует точка НЭ, находящаяся внутри площади, ограниченной линией производственных возможностей; вариант 2
приводит к эффективному бизнесу — соответствующая ему точка на графике (ЭФ) лежит на линии производственных возможностей; вариант 3 ведет к невозможному бизнесу, так как соответствующая ему точка на графике (НВ) лежит вне пределов площади, ограниченной линией производственных возможностей.
В условиях эффективного бизнеса проводится 600 мероприятий в год для людей немолодого возраста. Это означает, как показывает график, что для молодежи можно будет, оставаясь в пределах эффективного бизнеса, провести 650 мероприятий.
Принято решение увеличить количество мероприятий для молодежи на 100. На сколько при этом придется сократить количество мероприятий для пожилых, чтобы остаться в пределах эффективного бизнеса? Как видно из графика, это увеличение равно тому количеству, которое приводит на линию производственных возможностей для 750 мероприятий для молодых, т. е. составляет 400 мероприятий для немолодых. Величина сокращения равна 600 — 400 = 200 мероприятий.
Кривая производственных возможностей характеризует состояние экономики предприятия для данного момента времени. По истечении определенного срока, если техника и технология не меняются, факторы производства сокращаются (все труднее добывать ограниченные ресурсы) и кривая производственных возможностей смещается влево — пунктирные линии на рис. 5.1—5.3. Это явление отражает закон убывающей производительности факторов производства. Действие этого закона проявляется в тенденции к сокращению производственных возможностей общества и объясняет необходимость постоянного стимулирования развития техники, технологии (качества управления и других факторов). Стимулирование же развития техники и технологии и связанный с этим научно-технический прогресс в свою очередь приводят к смещению линии производственных возможностей вправо, что соответствует новому уровню развития производительных сил общества. Развитие производительных сил, как и всякое развитие, возможно либо эволюционным путем — постепенно, либо революционным — скачкообразно.
Анализ развития производительных сил и его влияния на бизнес показывает, что наиболее выгодными направлениями движения капитала оказываются те, которые способны кардинально воздействовать на производственные возможности общества. Отмечается, что эффективность от продажи сырья, продукции промышленности и перспективных научных разработок относится как 1:10:100.
Решение проблемы удовлетворения потребности общества в товарах, работах и услугах, проблемы бизнеса в различных обще- ственно-экономических формациях производится по-разному:
— в тоталитарно-командной системе — путем централизованного планирования и всевозможных административных ограничений;
— в рыночной — путем свободной конкуренции и демократических институтов;
— в традиционной — на основании опыта, обычаев и местных традиций.
Возможны также и смешанные системы, хотя сочетание про-тиворечивых элементов приводит к существенным трудностям, делающим их применение в ряде случаев невозможным.
Для рыночной экономию! весьма характерно требование свободного движения товаров (работ, услуг). Это связано прежде всего с тем, что благодаря торговле, эквивалентному обмену здесь достигается наиболее рациональное использование имеющихся и, как правило, ограниченных ресурсов. Проиллюстрируем это положение с помощью экономической модели спроса.
Далее: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА НА ТОВАРЫ

Книга Курс предпринимательства содержание

bizкредиты, лизинг, консультации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ Целью анализа рыночной конъюнктуры является установление фактов и размеров затоваривания и дефицита, изучение потребительского поведения на основе теории полезности, а также расчеты величин спроса и предложения …

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ Эластичность спроса Спрос и предложение реагируют на изменение цены товаров, а также доходов потребителей по-разному. Например, изменение цены спичек или соли мало скажется …

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ Под предложением понимается количество товара, которое предлагается продать при данной цене. При рассмотрении предложения необходимо иметь в виду следующие обстоятельства: — во-первых, мерой предложения, как и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.