Бизнес-планы

CVP-анализ

Исследование взаимосвязи между затратами, объемом производства и прибылью на­шло отражение в CVP-анализе (Cost-Volume-Profit Analysis). Он основан на анализе пове­дения постоянных и переменных затрат и позволяет определить точку равновесия, когда доходы и затраты равны, иначе говоря, точку безубыточности.

CVP-анализ представляет собой модель принятия решения, инструмент, который по­могает ответить на следующие вопросы: какими будут затраты и доходы, если вы продади­те 1000 дополнительных единиц данного изделия? Если вы повысите цены? Если вы увеличите количество сданных номеров в вашей гостинице на 3%? Эти вопросы можно обобщить: какими будут финансовые результаты, если параметры вашего бизнес-плана будут изменяться? Существуют три метода вычисления финансовых результатов: метод равенства, метод предельной маржи и графический метод. Для их иллюстрации воспользуемся следующей сметой доходов:

Таблица 9.1

Показатели

Кол-во

На единицу, в руб

Всего, в руб

Продажи

200

5 000

Переменные затраты

25

120

3 000

Постоянные затраты

2 000

Доход от основной деятельности

0

0

Метод равенства.

Основное уравнение:

+ Стоимость единицы продукции х Количество единиц продукции;

- Переменные затраты на единицу продукции х Количество единиц продукции;

- Постоянные затраты на весь выпуск;

= Доход от основной деятельности.

Составив уравнение на основе метода равенства, приняв количество товара, которое нужно продать, за N, получим следующие результаты:

200N - 120N -2000 = 0, 8 0N = 2000,

80

Таким образом, число единиц товара, которые нужно продать, чтобы покрыть свои расходы, будет равно 25.

Метод предельной маржи.

Определим предельную маржу как превышение продаж сверх всех переменных за­трат, тогда как валовая прибыль — превышение продаж сверх стоимости проданных това­ров.

Предельная маржа = Продажи на единицу продукции - Переменные затраты на еди­ницу продукции

Предельная маржа = 200 -120-80

_ _ , Постоянные издержки

Объем выпуска в точке безубыточности =--------------------------- ------

Предельная маржа

В нашем примере получим:

= 25

80

Таким образом N, число единиц, которые нужно продать, чтобы покрыть свои расходы, равно 25.

Графический метод.

Графический метод позволяет представить на диаграмме тенденции затрат и продаж (рис. 9.3.).

CVP-анализ

Пред

Область прибылей - С

_ Затраты

Точка равновесия 25 единиц

У Переменные затраты

2000 1000 О

Постоянные затраты

_1___ I—

5 10 15 20 25 30 35 40 Единицы Рис. 9.3. Графический метод

График построен следующим способом.

1. Чтобы показать постоянные затраты, отложим 2000 на вертикальной оси (точка А) и проведем горизонтальную линию.

2. Чтобы показать переменные затраты, выбираем подходящий объем продаж, кото­рый в нашем случае будет равен 30 единицам. Вычислим общие переменные затраты для этого объема: 30 х 120 = 3600. Добавим 3600 + 2000 = 5600, чтобы найти точку В для объе­ма в 30 единиц. Используя точки А и В, можем провести линию затрат, суммы переменных и постоянных затрат.

3. Таким же образом определяем продажи. Точка С соответствует общим продажам в объеме 30 единиц (30 х 200 = 6000). Линия общих продаж проходит от точки 0 через точку С.

Точка безубыточности (D) — точка пересечения линии общих продаж и линии общих затрат.

Диаграмма показывает ожидаемую прибыль или потери для различных объемов про­даж. Заштрихованная область слева от точки D — область убытков, где уменьшение объе­мов соответствует увеличению потерь. Заштрихованная область справа от точки D — область прибылей, где возрастание объемов соответствует увеличению доходов.

Изучая поведение затрат, предприниматель выясняет, сколько единиц продукции нужно продать при данной структуре постоянных и переменных затрат, чтобы покрыть свои расходы. Еще в большей степени он заинтересован узнать, сколько единиц нужно продать, чтобы получить планируемый доход от основной деятельности.

Решение этой проблемы может быть найдено с использованием любого из трех мето­дов, описанных выше.

Предположим, что планируемый доход от основной деятельности равен 1200. Все другие данные используем из предыдущего примера.

Используя метод равенства, получим:

200N - 120N-2000 =1200 80N-2000= 1200 80N = 2000 + 1200

Таким образом, чтобы получить планируемый доход от основной деятельности (1200 рублей), фирма должна продать 40 единиц.

Приведенные способы определения точки безубыточности рассматривают устойчи­вую среду, хотя предпринимателей больше интересует динамичная среда.

Наибольший результат CPV-анализ приносит, когда он используется как инструмент для предварительной оценки воздействия на прибыль основных экономических перемен­ных. CVP-анализ, как модель принятия решения, может использоваться для моделирова­ния следующих воздействий: изменение финансовой структуры капитала, цен, структуры доходов от продаж компании.

При анализе влияний изменений объемов производства предприниматель должен учитывать, что изменение объема часто сопровождается изменением затрат на маркетинг, изменением цены продаж, изменением производительности труда и других экономиче­ских параметров. Кроме того, необходимо учитывать ограничения CVP-анализа, который допускает прямо пропорциональные изменения переменных затрат в зависимости от объе­ма производства. С учетом указанных ограничений CVP-анализ используется практиче­ски в каждом бизнес-плане.

При использовании CVP-анализа можно обосновывать следующие решения: определение точки безубыточности; получение планируемой прибыли;

Оценка чувствительности прибыли к параметрам вашего проекта;

Планирование переменных затрат;

Планирование постоянных затрат;

Планирование цены продажи;

Планирование продаж нескольких товаров;

Изменение распределения постоянных и переменных затрат между товарами. Следующие предположения необходимо сделать чтобы обеспечить точность и надежность выполняемого CVP-анализа:

Поведение общих доходов и затрат описываются линейной зависимостью; цены продажи постоянны;

Все затраты могут быть разделены на постоянные и переменные; величина постоянных затрат остается постоянной; общие переменные затраты прямо пропорциональны объему; цены на производственные ресурсы постоянны; эффективность и производительность постоянны;

Анализ охватывает или единственное изделие или предполагает, что общий объем данных смешанных продаж будет сохраняться;

Объем производства равняется объему продаж или изменение уровня начальных и ко­нечных товарных запасов равняется нулю. Для изучения поведения затрат в С VP-анализе используются: изменение переменных затрат; изменение постоянных затрат; изменение выпуска продукции; изменение отпускных цен; изменение структуры смешанных продаж.

Одним из результатов CVP-анализа является определение производственного или операционного рычага. Эффект операционного рычага всегда наблюдается при постоян­ных эксплуатационных расходах.

Как отмечалось выше, в пределах определенного диапазона (количество/время) посто­янные эксплуатационные расходы не изменяются, в то время как переменные эксплуатаци­онные расходы изменяются непосредственно с уровнем выхода продукции. Одним из интересных результатов этого становится то, что изменение объема продаж приводит к не­пропорциональному изменению прибыли. Принцип работает и в противоположном направ­лении: непропорциональные уменьшения прибыли — следствие снижения объема производства.

Постоянные затраты выполняют роль рычага усиления, так как они обеспечивают изме­нение прибыли при изменении объема продаж. Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим показатели трех различных фирм, обладающих различными значениями производственного рычага. Их сметы доходов показаны в таблице 9.2.

Таблица 9.2

1

2

3

Продажи

10 000

11 000

19 500

Эксплуатационные затраты

Постоянные затраты

7 ООО

2 000

14 000

Переменные затраты

2 ООО

7 000

3 000

Итого

9 ООО

9 000

17 ООО

Прибыль от основной деятельности

1 ООО

2.000

2 500

Предположим, что продажи и переменные затраты увеличиваются на 50%, в то время как постоянные затраты неизменны.

Таблица 9.3 показывает действие операционного рычага: изменение в продажах привело к непропорциональным изменениям в прибыли.

Таблица 9.3

1

2

3

Продажи

15 000

16 500

29 500

Эксплуатационные затраты

Постоянные затраты

7 000

2 000

14 000

Переменные затраты

3 000

10 500

4 500

Итого

100 000

420 000

520 000

Прибыль от основной деятельности

5 000

4 000

10 750

Процент увеличения прибыли

400%

100%

330%

Таблица 9.3 также демонстрирует, что распространенное утверждение «фирма с са­мой большой абсолютной или относительной величиной постоянных затрат будет иметь наиболее драматические последствия операционного рычага» ошибочно.

Степень операционного рычага (DOL — Degree Operation Leverage) показывает про­центное изменение дохода фирмы на 1 процент изменения выпуска. DOL дает количест­венную меру чувствительности прибыли фирмы от изменения в продажах фирмы:

Процентное изменение прибыли

DOL на Q единиц = -

Процентное изменение продаж

Для расчета операционного рычага, соответствующего единственному изделию или фирме с единственным изделием необходимо определить отношение объема продаж в на­туральных единицах к превышению объема продаж над точкой безубыточности также в натуральных единицах; в случае фирмы с диверсифицированной продукцией необходимо определить отношение суммы прибыли и постоянных издержек к величине прибыли.

Рассмотрим следующий пример:

Цена продажи за единицу = 50 руб.

Переменные затраты на единицу = 25 руб.

Постоянные затраты = 100 ООО руб.

Точка безубыточности = 4 ООО единиц

Для 5000 единиц выпуска и продаж:

Операционный рычаг = 5 000/(5000-4000)=5.

Для 6000 единиц выпуска и продаж:

Операционный рычаг = 6 000/(6000-4000)=3.

Этот пример демонстрирует, что влияние операционного рычага уменьшается с рос­том уровня выпуска или продаж. В нашем случае он уменьшается от 5 до 3. Как следствие, чем дальше уровень производства от точки равновесия, тем ниже влияние операционного рычага и чем ближе уровень производства находится к точке равновесия, тем выше чувст­вительность эффективности фирмы к изменению в выпуске или продажах.

Бизнес-планы

Бизнес-план — пивоваренный завод

Бизнес-план N-ский пивоваренный завод Москва, 1998 Оглавление РЕЗЮМЕ.............................................................................................................................................................................. 2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.............................................................. 11 ПРОГНОЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА................................................................................................................... 27 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА..................................................................................................................................... 33 ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ...................................................................................... 36 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ........................................................................................................................................... 40 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ...................................................................................................................................... …

Организация деревообрабатывающего цеха — бизнес-план

"Утверждаю" Генеральный директор ООО "СтройЭкспоСервис" ______________Вафин Р. Ш. __________________ 2000 г. Бизнес-план «Организация деревообрабатывающего цеха» ООО «СтройЭкспоСервис», Тюменский район, п. Боровский, ул. Герцена, 102 Учредители: Вафин Равиль Шахидуллович, тел.: (3452) …

Критерии отнесения предприятий к малым

Согласно Федеральному Закону от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами МП пони­мают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим ли­цам, не являющимся субъектами малого предприятия, не превышает 25%, и в которых сред­няя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: — в промышленности, в строительстве и на транспорте — 100 человек; — в сельскохозяйственной и в научно-технической сфере — 60 человек; — в оптовой торговле — 50 человек; — в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; — в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чело­век.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.