СТАНИНА ТЯЖЕЛОГО ТОКАРНОГО СТАНКА МОДЕЛИ 1660
Научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (НИИПТМАШ, г. Краматорск) разработал проект железобетонной станины тяжелого токарного станка модели 1660.
Железобетонная станина (рис. 60) представляет собой балочную монолитную транспортабельную конструкцию, состоящую из двух многопролетных балок, жестко соединенных между собой короткими железобетонными поперечинами (диафрагмами), и опорной части под переднюю бабку. В верхней части балок расположены плоские направляющие в виде чугунных отливок корытообразного сечения, длиной около 9 м. Для обеспечения связи и совместной работы направляющих с бетоном в их продольные ребра заделаны анкеры диаметром 16 мм из арматуры периодического профиля. К ним приваривают кондукторные полосы, служащие промежуточным звеном связи между направляющими и стальным арматурным каркасом. Связь направляющей со стальной опорной плитой, предусмотренной для точной установки и надежного крепления передней бабки на опоре, осуществляется приваркой анкеров, заделанных в торцы направляющих.
Арматурный каркас балок выполнен в виде единого пространственного каркаса из продольных рабочих стержней, изготовленных из горячекатаной арматуры периодического профиля диаметром 28 мм, и двухветвенных хомутов диаметром 10 мм. Концы хомутов приварены к кондукторным полосам.
Диафрагмы армируют четырьмя нижними, двумя средними и пятью верхними рабочими стержнями периодического профиля диаметром 20 мм. Хомуты выполняют из гладкой арматурной стали класса А-І (Ст. 3) диаметром 6 мм. Для увеличения жесткости станины в поперечном направлении диафрагмы усилены диагональными стержнями периодического профиля диаметром 20 мм.
Опорная часть под переднюю бабку армируется продольными стержнями, фигурными каркасами и сеткой из стержней периоди-
Чесного профиля, связывающих металлические закладные частй в пространственную конструкцию. В передней верхней части плиты смонтирован масляный бак, представляющий собой сварной короб со сливным патрубком. Коробку подач станка крепят к сварной раме с бобышками, приваренными к опорной плите.
Станина опирается опорными узлами на регулируемые клиновые башмаки. Опорные узлы представляют собой сварную конструкцию, состоящую из опорного и промежуточного платиков и кармана под ключ.
Рис. 61. Схема станка и нагрузок, возникающих при резании |
Для крепления кронштейнов ходового вала и винта, а также другого неподвижного оборудования предусмотрены закладные детали — платики. В балках железобетонной станины есть транспортировочные отверстия, образованные стальными трубами, которые жестко заделаны в бетоне.
Для защиты бетонных поверхностей станины от механического разрушения падающей стружкой диафрагма облицована металлическим листом толщиной 3 мм.
Станина испытывает действие различных нагрузок (рис. 61). От задней бабки: половина веса заготовки, собственный вес, внецентренное растягивающее усилие, отрывающие и сжимающие усилия, крутящий момент в направлении Ру, изгибающий момент от усилий обжатия заготовки центрами и горизонтальной составляющей от веса заготовки; от передней бабки: половина веса заготовки, собственный вес, внецентренное растягивающее усилие, приложенное к верхней части станины, и крутящие моменты, передаваемые шпинделем в направлении Ру. Вес задней бабки и изделия приложены с эксцентриситетом к станине.
ЮЗ
Действуют также нагрузки от усилий резания. Из практикй эксплуатации станка установлено, что наиболее опасно усилие подпора изделия задней бабкой, которое в некоторых случаях доходит до 100 т. Усилие резания Pz = 10 т, направленное перпендикулярно к плоскости зеркала направляющих, создает изгибающий момент в вертикальной плоскости. Составляющая сил резания Ру = 8 т, направленная вдоль резца, создает изгибающий момент в горизонтальной плоскости и крутящий — в вертикальной плоскости, перпендикулярной продольной оси станины. Составляющая резания Рх и усилие подачи равны по величине и противоположны по знаку.
Станину можно рассчитывать, используя принцип независимости действия сил на общие горизонтальные и вертикальные нагрузки, на местные нагрузки и на транспортирование.
Исходными положениями при расчете будут следующие: конструкция должна работать без трещин, растягивающие напряжения не должны превышать расчетных, остаточные деформации должны отсутствовать, упругие деформации для железобетонной станины должны быть меньше, чем у металлической.
В результате заводских испытаний железобетонной станины при сборке и в условиях промышленной эксплуатации установлено, что станина работоспособна, жесткость ее более чем в 2 раза выше чугунной. При точении на силовых режимах, значительно превосходивших предельно допустимые, максимальные напряжения в железобетонной станине не превосходили 5—7 кПсм2, а при эксплуатационных режимах резания 3—5 кГ/см2. Это свидетельствует об упругой работе материала станины.
Зависимость деформаций железобетонной станины от нагрузки— линейная, деформации являются упругими. Прочность железобетонной станины при транспортировании, кантовании, и монтаже достаточна.