ШАБОТ 10-Т0НН0Г0 ШТАМПОВОЧНОГО МОЛОТА
Конструкция предварительно напряженного железобетонного шабота 10-тонного штамповочного молота (рис. 68) разработана НИИПТМАШем. В верхней части его имеется стальная плита, которая по форме и размерам не отличается от верха стального шабота. Она предохраняет бетон от непосредственного восприятия контактных динамических напряжений при эксплуатации.
Усилия, возникающие при работе молота, передаются на железобетонный шабот посредством этой же стальной плиты. Желе - 110
зобетонный массив шабота и верхняя стальная плита связаны 22 пучками предварительно напряженной арматуры и четырьмя анкерными болтами диаметром 76 лл. Для восприятия напряжений от изгиба шабот армирован в продольном направлении 25 пучками высокопрочной проволоки.
Скалывающие напряжения, возникающие в верхней части бетонного массива шабота от усилий штамповки, воспринимают 6 пучков продольной и 8 пучков поперечной арматуры.
Араматурные сетки на торцах предназначены для восприятия скалывающих напряжений в бетоне, возникающих от предварительного напряжения и напряжений смятия под анкерами. На торцах шабота предусмотрены арматурные сетки из проволоки диаметром 5 мм.
В местах опирання анкеров напрягаемой арматуры устанавливаются металлические листы толщиной Юлшдля равномерного распределения напряжений от сил обжатия бетона и восприятия напряжений сжатия.
Для армирования шабота служат пучки напрягаемой арматуры из холоднотянутой высокопрочной проволоки диаметром 5 мм. Пучок состоит из семи прядей по семь проволок в каждой и по одной проволоке уложено между прядями. После натяжения пучки закрепляют при помощи анкерных колодок. Для закрепления пучков вертикальной напрягаемой арматуры в бетоне применены глухие анкеры.
Вертикальные анкерные болты предназначены для установки и закрепления верхней стальной плиты перед подливанием цементного раствора.
ФФ ф-ффф ф фф |
ЕНЭ- |
7000- |
Рис. 68. Конструкция железобетонного шабота 10-тонного штамповочного молота |
Каналы для пропуска пучков арматуры образованы металлическими трубами, которые после натяжения арматуры заполняются цементным раствором. Это предохраняет арматуру от коррозии и улучшает работу шабота, так как]создается монолитное соединение пучков с телом шабота. Все выступающие части шабота
(анкерные колодки и т. д.) закрываются металлическими кожухами.
В условиях эксплуатации шабот находится в сложном напряженном состоянии, претерпевая ударные нагрузки, повторяющиеся за время срока его службы несколько десятков миллионов раз.
Ударная нагрузка определяется из условий работы деформации металла при штамповке.
При расчете железобетонный шабот рассматривается как балка на упругом основании, нагруженная сосредоточенной силой Р = 8000 т, эквивалентной силе удара и приложенной посредине пролета. Для расчета принято сечение шабота по вертикали от точки приложения силы. Так как сечение шабота состоит из двух разнородных материалов (бетона и стальной арматуры), то определяют геометрические характеристики приведенного сечения.
Расчет на прочность заключается в определении несущей способности сечения железобетонного шабота и сравнении ее с максимальным усилием, возникающим в сечении от действия внешней нагрузки.
Момент от внешней нагрузки Р = 8000 т. в сечении под силой равен 4133 тм, а перерезывающая сила Q = 4000 т.
После определения внутренних усилий, возникающих в сечении от внешней нагрузки, определяют потери предварительного напряжения. Суммарные потери после обжатия бетона составили 972 кГ/см2. Напряжения в арматуре с учетом всех потерь равны 9450 кГ/см2. Величина момента внутренних сил, соответствующая расчетному предельному состоянию по несущей способности, в данном случае равна 7200 тм, а величина максимального момента, вызванного внешней нагрузкой, — 4133 тм. Следовательно, несущая способность рассчитываемого сечения железобетонного шабота почти в 2 раза выше момента внешних сил.
Кроме расчета на прочность, производится также проверка шабота на трещиностойкость. Для этого определяют величину момента внутренних сил, которую может воспринять сечение в его расчетном предельном состоянии до начала образования трещин. Сечение железобетонного шабота до появления трещин выдерживает момент, равный 3640 тм, а величина действующего момента, за вычетом момента сил обжатия, бетона относительно ядровой точки составляет 1567 тм. Следовательно, появление трещин исключено даже при двухкратной перегрузке.
Шабот проверяют на выносливость, исходя из напряжений в арматуре, с учетом потерь от обжатия и нарастающих деформаций бетона в результате многократного приложения ударной нагрузки. Расчет на выносливость сводится к определению напряжений в сечении шабота и сравнению их с расчетным сопротивлением бетона на сжатие при изгибе. Растягивающие напряжения в еече - 112 нии шабота отсутствуют, а сжимающие напряжения невелики. Однако расчетом на выносливость необходимо также учитывать контактную прочность бетона при действии ударной силы, повторяющейся много раз. В результате испытаний моделей железобетонного шабота было установлено следующее.
Величина максимальной динамической силы, прикладываемой к модели, равна 320 т. Модель, выполненная в масштабе 1 : 5 (рис. 69) по отношению к натурному образцу, изготовлена из
Рис. 69. Модель железобетонного шабота |
Бетона марки 500. В качестве предварительно напряженной арматуры взята горячекатаная сталь периодического профиля марки 30ХГ2С, которую натягивали электротермическим способом. Испытания производились с целью проверки работоспособности модели железобетонного шабота 10-тонного штамповочного молота при приложении расчетной ударной нагрузки 2-10® циклов. Модель была установлена на бетонный фундамент и испытывалась на ударной установке со свободным падением ударника. Скорость падения ударника к моменту соприкосновения с плитой модели У0 = = 3,5 м/сек.
Модель выдержала 2-Ю® циклов приложения ударной нагрузки, при этом никаких нарушений целостности модели не наблюдалось. Эпюра распределения напряжений по высоте сечения при изгибе под силой в горизонтальных плоскостях показана на рис. 70, а.
Одновременно определены напряжения сжатия по высоте сечения под силой. Эпюра распределения напряжений сжатия показана на рис. 70, б.
При приложении 2 • 10е циклов ударной нагрузки сцепление металлической плиты с бетоном не нарушилось.
Одновременно с испытанием предварительно напряженной модели шабота испытывали модель с ненапрягаемой арматурой. При приложении 700 тыс. циклов ударной нагрузки такой же
Женной модели шабота |
Величины (Р = 8000 т) металлическая плита, по которой производились удары, начала отслаиваться и в месте контакта ее с массивом бетона появилось напыление. Следовательно, для данной
Рис. 71. Эпюры напряжений в модели шабота из обычного железобетона |
Величины силы удара анкеровка плиты ненапряженной арматурой является недостаточно жесткой и анкеровку металлических закладных частей, по которым непосредственно производится удар, необходимо выполнять с помощью предварительно напряженной арматуры.
На модели получено распределение напряжений по сечению под силой, при изгибе, величины которых приведены на рис. 71, а.
На рис. 71, 6 представлена расчетная эпюра распределения напряжений в том же сечении модели, из которой следует, что напряжения в бетоне, полученные экспериментально, близки к расчетным.
Испытаниями модели железобетонного шабота 10-тонного штамповочного молота установлена работоспособность ее при приложении 2-106 циклов расчетной ударной нагрузки.